Тип снаряда |
Индекс снаряда |
Вес снаряда, кг |
Вес ВВ, кг |
Тип взрывателя |
Осколочно-фугасный |
ОФ-540 |
43,56 |
5,86 |
РГМ, В-90 |
ОФ-540Ж* |
43,56 |
5,86 |
РГМ, В-90 |
|
ОФ-530 |
40,0 |
6,86 |
РГМ, В-90, РГ-6 |
|
ОФ-25 |
43,56 |
6,88 |
РГМ-2, В-90, АР-5 |
|
Бетонобойные |
Г-545 |
56,0 |
4,2 |
КДТ |
Г-530 |
40,0 |
5,1 |
ДБТ, КТД |
|
Кумулятивный |
БП-540 |
27,4 |
• |
ГПВ-3, ГКВ |
Осветительный** |
С1 |
40,2 |
- |
Т-7 |
Химический |
3X3 |
■ |
вещество Р-35 |
РГМ-2 |
* «Ж» означает железокерамический поясок, снаряд с ним летит на 0,5% дальше, чем ОФ-540 с медным пояском. ** Осветительный парашютный снаряд с железокерамическим пояском, время свечения 40 секунд.
Таблица стрельбы для снаряда ОФ-540
Номер заряда |
Полный |
N21 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
Вес заряда, кг |
8,3 |
7,6 |
4,4 |
3,0 |
2,41 |
1,85 |
1,3 |
Начальная скорость, м/с |
651 |
603 |
509 |
425 |
385 |
335 |
282 |
Дальность, м |
17053 |
15900 |
13300 |
11100 |
10000 |
8740 |
6751 |
В штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-540Ж, и четыре кумулятивных снаряда БП-540.
В настоящее время гаубица может вести огонь практически всеми 152-мм снарядами как от гаубицы-пушки МЛ-20 и пушки-гаубицы Д-20 (в индексах их снарядов стоит цифра 540), так и снарядами 152-мм гаубицы Д-1 (в индексе ее снарядов стоит цифра 530).
Гаубицы с картузным заряжанием для САУ «Гвоздика» и «Акация»
В связи с сильной загазованностью боевых отделений закрытых САУ «Гвоздика» и «Акация» МОП 11 декабря 1967 года издало постановление о начале работ по созданию гаубиц с картузным заряжанием. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы 122-мм гаубица Д-16 и 152-мм гаубица Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Заряжание новых гаубиц картузное, а затворы полуавтоматические поршневые с пластинчатым обтюратором.
Были изготовлены опытные образцы обеих гаубиц и произведены полигонные испытания их.
Дальность стрельбы, кучность и пламенность выстрелов были те же, что и у Д-32 и Д-22.Скорострельность у Д-11 та же, что и у Д-22 из-за конструктивных недостатков экспериментального образца пневмо-досылателя и неудобств в работе с пеналом, где хранятся картузы.
Тип гаубицы |
Число выстрелов |
Начальная скорость, м/с |
Давление в канале ствола, кг/см2 |
122-мм Д-16 |
1020 |
740 |
2700 |
152-мм Д-11 |
931 |
683 |
2550 |
По результатам испытаний 122-мм гаубица Д-16 подверглась доработке, досылатель пневматического типа был заменен электромеханическим. Заодно в обеих гаубицах несколько увеличили объем зарядной каморы, чтобы помещать больший заряд и применить новые снаряды улучшенной аэродинамической формы. Новые варианты гаубицы получили индексы Д-16М и Д-11М.
Так, дальность стрельбы из 152-мм гаубицы Д-11М составила 19,3 км вместо 17,6 у Д-22.
Гаубица Д-16М была на 60% унифицирована с Д-32:
Гаубицы |
Д-32 |
Д-16М |
Вес снаряда, кг |
21,76 |
22,4 |
Вес заряда, кг |
3,9 |
5,0 |
Начальная скорость, м/с |
690 |
740 |
Давление в канале, кг/см2 |
2500 |
2700 |
Дальность стрельбы, км |
15,2 |
18,0 |
Скорострельность, выстр./мин. |
4-5 |
4,7-5,1 |
Угол ВН, град. |
-4°; +70° |
-4°; +70° |
Вес качающейся части, кг |
1440 |
1502 |
В марте 1972 года МОП приняло решение прекратить работы по гаубицам картузного заряжания Д-16М и Д-11, так как они «не имеют существенных боевых преимуществ перед Д-32 и Д-22». Результаты отработки поршневого затвора было рекомендовано использовать при проектировании 152-мм пушки «Гиацинт-К», а испытания снарядов улучшенной аэродинамической формы (по сравнению с ОФ-462) проводить в дальнейшем на 122-мм буксируемой гаубице Д-30.