57-мм пушки Ч-51 и Ч-51М для АСУ-57
57-мм пушки Ч-51 была создана в 1948-1950 годах в ОКБ завода № 106. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы взяты от 57-мм пушки ЗИС-2.
Пушка состояла из трубы с дульным тормозом, казенника и обоймы с захватами. Затвор пушки вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.
Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката канавочного типа и пружинного накатника. Подъемный и поворотный механизмы винтового типа.
Станок пушки установлен на специальной опоре, которая крепится к лобовому листу и днищу заклепками.
Прицельные устройства состояли из оптического прицела ОП-2-50.
В 1955 году было начато производство модернизированного варианта пушки, получившего индекс Ч-51М. Новая пушка отличалась от Ч-51 заменой щелевого дульного тормоза на двухкаморный (с эффективностью 68%). Открывание затвора и экстракция гильз производилась в конце наката, а не в конце отката, как у Ч-51. В поворотный механизм было введено тормозное устройство и т. д.
АСУ-57 была создана на базе оригинального шасси об. 572, разработанного в ОКБ-40 под руководством Н. А. Астрова.
Корпус САУ представлял собой открытый короб из панелей, соединенных сваркой и клепкой. Носовую часть составляли два броневых листа, сваренных между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена передняя часть днища. Борта корпуса — это вертикальные бронелисты, приваренные к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым щитам. Днище корпуса - дюралюминиевый лист, соединенный заклепками с лобовыми листами и нишами подвески. Броневая защита боевого отделения состоит из откидного лобового и бортового листов. Кормовой лист штампованный из дюралюминия, крепится на заклепках к днищу и бортам корпуса. Боевое отделение может закрываться съемным тентом.
АСУ-57
Карбюраторный четырехцилиндровый двигатель М-20Е автомобильного типа жидкостного охлаждения расположен поперек корпуса. Двигатель, коробка передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами образуют единый блок, опирающийся на четыре эластичные опоры. Бортовые передачи представляют собой простой редуктор.
Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. На каждом борту имеются четыре обрезиненных опорных и два поддерживающих катка. Последний опорный каток выполняет роль направляющего колеса, в балансир которого встроен механизм натяжения винтового типа. Гусеничная цепь - металлическая, мелкозвенчатая. Для предотвращения раскачки корпуса машины при ее транспортировке в планере или самолете имеется устройство, блокирующее крайние узлы подвесок на корпус.
АСУ-57 поступала в ВДВ и десантировалась с помощью планера ЯК-14, а также методом парашютирования.
АСУ-57 прошла полигонные испытания в апреле 1949 года, а войсковые испытания - в июне 1949 года.
Серийное производство АСУ-57 было начато в 1951 году.
Пушки Ч-51 и Ч-51М изготавливали завод № 106 в 1951 -1955 годах, а шасси - ММЗ. Там же, в Мытищах, производилась и общая сборка АСУ-57.
Производство пушек Ч-51 и Ч-51М на заводе № 106:
Год |
1951 |
1952 |
1953 |
1954 |
1955 |
Число орудий |
101 |
85 |
31 |
145 |
80 |