Предыдущая Оглавление

Столь же уверенно машина преодолевала профильные препятствия. Ей покорился увлажненный суглинистый холм с травянистым покровом, крутизной 42°, что соответствовало уровню лучших гусеничных транспортеров. Возможности вездехода не были до конца раскрыты, поскольку в районе испытаний не нашлось препятствия с большим углом подъема.

Снижение давления воздуха в шинах до 0,25 кг/м2 позволяло взобраться на песчаный подъем крутизной 32°.

Испытания также показали, что ЗИЛ-Э167 благодаря дорожному просвету 850 мм свободно двигался и маневрировал на болоте глубиной 0,8 м. Если же глубина болота не превышала 0,5 м, то колесный вездеход проходил его, имея на буксире 5-тонный транспортер ГАЗ-47, гусеницы которого были полностью заторможены.

Среди многочисленных испытаний ЗИЛ-Э167 одним из наиболее сложных стала работа на строительстве нефтепровода Шаим - Тюмень в январе-марте 1965 г. Вместе с тремя четырехосными автомобилями ЗИЛ-135, различных модификаций трехосный снегоход оказался в исключительно сложных природно-климатических и дорожных условиях. Об этом говорил тот факт, что только 10% трасс проходило по накатанным лесовозным дорогам, поддерживаемым в хорошем состоянии. Основную же часть составляли временные зимники, проложенные по труднопроходимым даже в зимнее время болотам и таежным массивам. Поэтому характерными участками трасс, расположенными в тайге, являются извилистость, сильно затрудняющая движение машины значительной длины, и большое количество занесенных снегом пней, стоящих вплотную к проезжей части. По болотам дороги прокладывались способом предварительного намораживания, что делало их профиль очень неровным, с большим количеством ям и выбоин. Глубина снега около таежных дорог составляла около одного метра. Структура снежного покрова была такова, что человек на обычных лыжах проваливался по колено. Дополняла эту картину среднемесячная температура окружающего воздуха -25-30°С, часто опускавшаяся до -40°С.

Эксплуатационные испытания проходили по предложению Министерства газовой промышленности СССР, остро нуждающейся в подвижном составе, способном надежно и экономически эффективно осуществлять перевозки различных грузов. Не менее болезненно стояла проблема снабжения топливом городов и крупных строительств, удаленных от железнодорожных станций.

И здесь ЗИЛ-Э167 показал себя с самой лучшей стороны. ЗИЛ-Э167 был незаменим не только при перевозке людей и грузов непосредственно по снежной целине, чего не могла сделать ни одна машина, но и при ликвидации пробок и заторов, что намного облегчало условия движения колонн, состоящих из обычных автомобилей.

Значительную помощь машина оказала прокладывая дороги и вытаскивая застрявший транспорт.

Около пяти тысяч километров пройденные автомобилем в этих эксплуатационных испытаниях, совершенно отчетливо выявили его преимущества над всеми типами колесной отечественной техники. Этот вездеход можно было сравнивать только с самыми лучшими гусеничными тягачами, которые он превосходил по общему уровню подвижности.

За три года испытаний ЗИЛ-Э167 прошел более 20 тыс. километров, показав себя надежной, высокоэффективной машиной. Резервы, заложенные в ее конструкции, давали возможность поднять массу перевозимого груза до 7 тонн.

Значительный вклад в испытания автомобиля внесли В. Лаврентьев, А. Соловьев, С. Вольский, В. Андреев, В. Шорин и другие сотрудники СКВ.

Машина имела очень широкий спектр применения. Неоценимо ее использование в качестве автомобиля сопровождения в тяжелых дорожных условиях. Снегоход мог с успехом использоваться под жилье для экипажей, служить столовой, командным пунктом и комнатой отдыха. При соответствующем оборудовании машину можно превратить в мобильную станцию связи. Установка легкого бульдозерного отвала позволяла осуществлять работы по благоустройству дорог.

Большую пользу могли принести различные модификации, созданные на базе ЗИЛ-Э167: автомобили-цистерны, автомобили с обычной грузовой платформой, автомобили-тягачи и т.д.

Главным технологическим достоинством было то, что серийное производство автомобиля могло быть налажено в кратчайшие сроки, благодаря применению большого числа узлов и агрегатов, уже выпускавшихся автомобильной промышленностью.

Не случайно такое пристальное внимание к вездеходу проявлял Пентагон, ведь лучшие образцы колесной техники, изготовленные по его заказу, уступили ЗИЛ-Э167 в своем классе грузоподъемности.

Достижения отечественной научно-технической мысли и ее практическое приложение заставили ведущего аналитика США в области транспортных машин высокой проходимости Беккера провести специальное исследование, аргументирующее необходимость мер, которые бы позволили Соединенным Штатам не отстать от СССР в этих вопросах. Не последнюю роль в этом сыграл и снегоход ЗИЛ-Э167.

У сотрудников СКБ были все основания надеяться, что вездеход будет запущен в производство, тем более, что Министерство газовой промышленности готово было заказать партию из 10 машин, а Министерство обороны хотело для начала иметь 2 образца.

Последовавшие за этим события поубавили оптимистические настроения. Автомобиль так и остался невостребованным. Возможно это связано с тем, что в 1964 г. началось серийное изготовление тяжелого гусеничного транспортера ГТ-Т, предназначенного для движения по глубокому снегу и всем видам болот. До сих пор эта машина активно применяется в народном хозяйстве и в армии. Большое количество ГТ-Т и его модификаций работает в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. По всей видимости, были и другие причины, сделавшие невозможным серийное производство зиловского автомобиля.

Несмотря на свою незавидную участь, ЗИЛ-Э167 оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие отечественной и зарубежной колесной техники.

В 1970 г., используя опыт проектирования и испытания машины, а также на основе ее агрегатов в СКБ ЗИЛ была построена амфибия ЗИЛ-5901, главной функцией которой являлось обнаружение и эвакуация с места приземления космонавтов и спускаемых кораблей.

Семь лет спустя центр зарубежной науки и технологии Армии Соединенных штатов на заседании Американо-Канадской акции "Влияние снега на транспортировку" отмечены выдающиеся снегоходные качества советского автомобиля.

В заключении можно сказать, что до сих пор параметры проходимости ЗИЛ-Э167, являются эталонными.

Техническая характеристика ЗИЛ-Э167

Снаряженный вес, кг

12000

Грузоподъемность, кг

5000

Колесная формула

6x6

Мощность двигателя, л.с.

2x180

Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч

65

Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м

11,9

Контрольный расход топлива, л/100км

100

Запас хода по шоссе, км

900

Глубина преодолеваемого снега, мм

1000

Скорость на рыхлом снегу глубиной 800 мм, км/ч

15

Скорость на рыхлом снегу глубиной 500 мм, км/ч

30

Преодолеваемый подъем, град

42

Ширина преодолеваемого рва, м

2,0

Глубина преодолеваемого брода, м

1,8

Максимальный дорожный просвет, мм

852

Авторы приносят благодарность А.А. Соловьеву, В.Б. Лаврентьеву, A.M. Косолапову за помощь в подготовке статьи.

Предыдущая Оглавление