Предыдущая Оглавление Следующая

Доработку систем управления огнем решили провести на опытном танке Т43Е2. На нем вместо гидравлических поставили электрические приводы наведения орудия, а один из спаренных пулеметов заменили на телескопический прицел. Танк получил стереоскопический дальномер с автоматической передачей данный в баллистический вычислитель наводчика. Одновременно из командирской башенки убрали 12,7-мм пулемет. Много намучились со специальным дефлектором дульных газов - он же дульный тормоз. Основное назначение дефлектора заключалось в уменьшении облака пороховых газов, пыли и грязи, которое образовывалось при выстреле из такого мощного орудия и практически закрывало цель для наводчика. Толку от дефлектора оказалось мало и его вскоре сняли совсем.

Новый вариант, получивший обозначение М103А1 уже полностью удовлетворял требованиям армии, но та не планировала заказывать новых тяжелых танков. Положение спас Корпус морской пехоты, который заказал переделку в М103А1 219 танков Т43. Все заказанные М103А1 были поставлены корпусу до июля 1959 г. Армия, правда, тоже не осталась в стороне и взяла "в займы" у морских пехотинцев 72 М103А1.

В 1961 г. Корпус морской пехоты решил переоборудовать танки М103А1 под дизельный двигатель Континентэл AVDS-1790-2A. Запас хода при этом возрос со 130 до 480 км. Танк был также оборудован системой снижения заметности в инфракрасном диапазоне. Почти полностью обновили прицельное оборудование, добавили инфракрасный прожектор. Новая версия танка была принята на вооружение под обозначением М103А2. После испытаний с этими доработками опытных танков М103А1Е1 в августе 1962 г., был выдан заказ на переоборудования 153 танков М103А1. В 1968 г. Так доработали еще 53 танка М103А1, доведя общее число М103А2 до 208 вместе с опытными.

В составе Корпуса морской пехоты танки Ml03 находились на вооружение четвертых рот в трех танковых батальонах, а также в резервных частях. В строю они оставались вплоть до 1973 г., когда их сменили последние модели основного боевого танка М60.

Вообще в течение всего послевоенного периода главным побудительным мотивом работ по тяжелым танкам в США было наличие в составе армии СССР тяжелых ИС-3, а позже Т-10. Сами американские танкисты никогда не благоволили к тяжелобронированным машинам - им явно не хватало мобильности, особенно ценившейся на военных учениях. Но стоило тем же танкистам оказаться под огнем неприятеля, как они сразу навешивали на свои машины дополнительные траки, мешки с цементом, ящики ЗИПа и т.п., стараясь на сколько только возможно улучшить защищенность танков. Аналогично было и со вспомогательным вооружением танков. Опыт Вьетнама показал, что спаренного пулемета винтовочного калибра и 12,7-мм зенитного пулемета явно недостаточно для подавления вражеской пехоты. Поэтому вспомогательное вооружение старались всячески усилить, часто меняя перископический прицел наводчика на еще один спаренный пулемет. То есть, решения, использованные на тяжелом танке М103, полностью были подтверждены в боевой обстановке.

Первое поколение основных боевых танков - типа М48 и М60 - представляло собой развитие средних танков второй мировой войны, что требовало их дополнение в боевых порядках более тяжелыми машинами, каким был танк М103. Появление же на вооружении нового поколения основных боевых танков типа M1фактически означало полную реализацию требований к этому типу боевых машин как по броневой защите и вооружению, характерных для тяжелых танков, так и по подвижности, по которой M1 практически сравнялся со многими образцами легких танков. Поэтому начало работ по танку M1 и поставило логическую точку в истории развития американского тяжелого танкостроения.

Тактико-технические характеристики американских тяжелых танков

Mk.VIII

М6

Т28

Т29

Т30

Т32

Т34

М103А2

Длина, м

10,43

8,43

11,12

11,56

10,9

10,83

11,77

11,23

Ширина, м

3,66

3,12

4,54

3,8

3,8

3,76

3,8

3,63

Высота, м

3,12

3,00

2,86

3,22

3,22

2,81

3,22

3,56

Вес, т

39,5

57,4

86,3

64,25

64,74

54,5

65,2

58,1

Двигатель

Либерти

G-200

GAF

GAC

AV-1790

GAC

AV-1790

AVDS-1790

Мощность двигателя, л.с.

338

960

500

770

810

770

810

750

Скорость, км/ч

8,8

35

12,8

35

35

35

35

37

Запас хода, км

64

160

160

160

160

160

160

480

Преодолеваемый  ров, м

4,9

3,35

2,9

1,9

1,9

2,6

1,9

2,6

Броня, мм

лоб (угол наклона)

12(28)

83(30)

305(0)

102(54)

102(54)

127(54)

102(54)

127(60)

борт

12

70

152

76

76

76

76

51

башня (маска орудия)

16(рубка)

83(102)

-

178(279)

178(279)

298(298)

178(279)

127(254)

крыша

6-10

25

38

38

38

38

38

38

днище

6-8

25

25

25

25

25

25

25

Вооружение

орудие, мм

2x57 Гочкис

1x75 М7 1x37 М6

1x105 Т5Е1

1x105 Т5Е2

1x155 Т7

1x90 Т15Е2

1x120 Т53

1x120 М58

пулеметы, мм

5x7,62 Браунинг

2x12,7 НВ М2

2x7,62 М1919А4

1x12,7 НВ М2

3x12,7 НВ М2

1x7,62 М1919А4

2x12,7 НВ М2

1x7,62 М1919А4

1x12,7 НВ М2

2x7,62 М1919А4

3x12,7 НВ М2

1x7,62 М1919А4

1x12,7 НВ М2

1x7,62 М37

Экипаж, чел.

8

6

4

6

6

5

6

5

Предыдущая Оглавление Следующая