Евгений ПРОЧКО
(к 95-летию легендарного Главного конструктора)
Грачев Виталий Андреевич
Виталий Андреевич Грачев (1903— 1978) пришел в автомобильную промышленность волею случая — он был направлен в декабре 1931 года в техотдел тогда еще строящегося Нижегородского автозавода по мобилизации Ленсовнархоза. Остро стоял вопрос о механизации и моторизации Красной Армии, поэтому кроме обычных грузовых и легковых автомобилей завод деятельно готовился к выпуску армейской техники — по двору уже бегали с прицепами, помогая строительству, первые собранные там танкетки Т-27. Энергичный 28-летний инженер Грачев сразу же был поставлен во главе конструкторской группы трехосных машин повышенной проходимости, созданной для освоения грузовика НАЗ-НАТИ-30 (6х4). Он проектировался в 1929-1931 гг. весьма квалифицированными специалистами НАТИ при техническом содействии фирм «Форд» и «Тимкен». Казалось, там нечего уже было совершенствовать, да еще людям, впервые серьезно столкнувшимся с автостроением. Здесь и проявился его большой талант подлинно творческой личности, уникальное дарование конструктора. Машина была существенно и с пользой переработана — это демультипликатор, задняя балансирная подвеска, реактивные штанги, тормоза, сцепной прибор, и поставлена в конце 1934 года на производство под маркой ГАЗ-ААА.
Говорят: жизнь — борьба. Техника, тем более такая передовая, которую выбрал Грачев — тоже борьба: непрерывная, бескомпромиссная и довольно острая. В этом молодой инженер убедился скоро. В 1933 г. завод заставили внедрять армейскую трехосную модификацию «ТК» стандартного легкового ГАЗ-А, созданную в другом, неавтомобильном КБ, конструкцию ненадежную, «сырую» и даже порочную (хотя бы из-за проходных конических задних передач). Все это незамедлительно сказалось на производстве — участок начало лихорадить, участились поломки при обкатках, военные прекратили приемку. Грачев не побоялся высказать в письме в высокие инстанции свое мнение об этой конструкции, за что и был наказан — переведен простым мастером сборки ГАЗ-ТК на филиал завода. Способность постоять за свои убеждения и, как следствие, — выстоять, вполне закономерно привела к тому, что он победил. Злосчастный ГАЗ-ТК сняли с производства, личным распоряжением Наркома С.К. Орджоникидзе Грачев был восстановлен в КБ и даже поощрен. Но подобная машина все же была нужна армии, и он решил довести дело до конца, а конструкцию — «до ума».
Автомобиль ГАЗ-АААА. Каракумо-Памирский пробег, 1936 год
Весной 1936 года новая «трехоска» — пикап ГАЗ-АААА с червячными главными передачами — уже построена. Когда Иннокентий Николаевич Смолич, начальник горьковского управления НКВД и общества «Динамо», начал организацию Каракумо-Памирского автопробега (Горький — Хорог — Москва) новых легковых ГАЗ-М1, Грачев настоял на включении туда своей машины, в чем его поддержал директор завода Сергей Сергеевич Дьяконов. Сам он и участвовал в пробеге в качестве водителя, «накрутив» без сменщика по пескам и горам тяжелейших 12 291 км, сам и ремонтировал ее, не брезгуя никакой, даже самой тяжелой испытательской работой. Вообще Грачев хорошо и уверенно чувствовал себя за рулем (шоферские права — с 1924 года) и всегда на свою новую машину садился первым. Его лицо можно было видеть в кабинах всех созданных им машин за 47 лет работы в автопромышленности. Успех пробега и ГАЗ-АААА был очевиден.
Трехосный (6х4) грузопассажирский автомобиль ГАЗ-21. Левый берег р.Оки, район деревни Гнилицы. Июль 1937 г. (за рулем — В.А. Грачев)