Александр ШИРОКОРАД
Как известно*, в годы Великой Отечественной войны все наши реактивные снаряды стабилизировались в полете с помощью крыльев (стабилизаторов). А немцы наоборот предпочитали турбореактивные снаряды, не имевшие крыльев, а стабилизировавшиеся вращением. Снаряды с крыльевыми стабилизаторами имели очень большое рассеивание, но большую дальность, чем турбореактивные снаряды, у которых часть энергии пороховых газов уходила на раскрутку снаряда.
В послевоенное время в СССР была начата разработка 240-мм и 140-мм реактивных снарядов, получивших индексы М-24 и М-14. В 1955 г. на вооружение Советской армии принимается боевая машина БМ-24 с турбореактивными снарядами М-24Ф и МС-24. БМ-24 (индекс ГАУ 8У31) была создана на шасси грузового автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-151.
БМ-24 имела 12 направляющих каркасного (сотового) типа, помещенных на поворотной раме. Рама в свою очередь была установлена на тумбе. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтового типа. Приводы подъемного и поворотного механизмов ручные. Уравновешивающий механизм пружинный толкающего типа.
БМ-24 была оснащена карбюраторным двигателем мощностью 95 л. с. Боевая машина с расчетом, снаряженная 12 снарядами, обладала запасом хода по шоссе до 600 км. Кабина и бензобаки имели легкую защиту, предназначенную для предохранения их от действия газовой струи снаряда.
При стрельбе на грунт опускались два домкрата, расположенные в задней части боевой машины. Домкраты были необходимы для разгрузки рессор задних мостов и обеспечения устойчивости машины при стрельбе. Заряжание боевой машины производилось вручную с помощью особого захвата и лотка. Два номера расчета поднимали снаряд захватом, а третий поддерживал снаряд за сопловое дно. Затем снаряд укладывали на лоток и досылали его в направляющую, пока снаряд не зайдет за задний стопор.
240-мм турбореактивный фугасный снаряд М-24Ф
Кроме БМ-24 для 240-мм снарядов была создана боевая машина БМ-24Т на шасси среднего гусеничного артиллерийского тягача АТ-С (изделие 712). По сравнению с колесной боевой машиной БМ-24Т была дороже, имела меньшую скорость хода по шоссе, уменьшенный моторесурс. Зато, обладая высокой проходимостью, была способна действовать в составе танковой части в условиях полного бездорожья.
Данные боевых машин БМ-24 и БМ-24Т
БМ-24 |
БМ-24Т |
|
База боевой машины |
ЗИЛ-151 |
АТ-С |
Число направляющих |
12 |
12 |
Длина направляющих, мм |
2000 |
1400 |
Угол ВН, град. |
10-50° |
10-50° |
Угол ГН, град. |
140°* |
180°* |
Длина системы, мм |
6930 |
5970 |
Ширина системы, мм: |
||
в боевом положении |
2650 |
2435 |
в походном положении |
2320 |
2435 |
Высота системы, мм: |
||
в походном положении |
2800 |
3000 |
в боевом положении при максимальном угле возвышения |
3510 |
— |
Вес артиллерийской части, кг |
1420 |
2870 |
Вес БМ без расчета, снарядов и ЗИП, кг |
7140 |
14118 |
Вес БМ с расчетом, снарядами и ЗИП, кг |
8910 |
16100 |
Эксплуатационные данные: |
||
Время полного залпа, с | 6—8 | 6-8 |
Время перехода из походного положения в боевое без заряжания, мин |
1,5—2,0 | 1,5—2,0 |
Время заряжания, мин | 3-4 | 3-4 |
Скорость заряженной БМ по шоссе, км/час | 55 | 35 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 750 | 1000 |
Наибольший угол подъема, град |
.28° |
30° |
Примечание: * В секторе, где находится кабина, угол снижения несколько больший
БМ-24Т оснащалась дизелем В-54Т, развивавшим мощность 275 л. с. при 1600 об/мин. В двух баках помещался запас топлива в 420 л, позволявший двигаться по среднему грунту без дозаправки на расстояние до 300 км. На месте кузова тягача была размещена сварная рама, на которой устанавливалась артиллерийская часть боевой машины. Принципиальным отличием БМ-24Т от БМ-24 была замена сотовых направляющих на трубчатые. Основным преимуществом трубчатых направляющих в многоствольных пусковых установках является исключение возможности воздействия газовой струи одного снаряда на другие снаряды в момент движения снаряда по направляющим. Кроме того, при той же баллистике трубчатые направляющие короче сотовых.