![]() |
![]() |
Модернизированная БМП-2 |
БМП-2 |
Так сложилось, что в Советской и Российской армиях БМП-1 и -2 по прямому назначению в боевых действиях почти не применялись, чаще используясь для сопровождения колонн или патрулирования.
В связи с широким применением противником (душманами в Афганистане, чеченскими бандитами в Дагестане и Чечне) РПГ и противотанковых мин, десант предпочитал передвигаться «на броне», а не внутри машины, однако при внезапных столкновениях бронекорпус и огневая поддержка БМП-2 оказывали стрелкам большую услугу.
Огонь автоматической пушки оказался весьма эффективным в горных условиях. Уже в Афганистане экипажи нередко «дополняли» вооружение установкой на корпусе БМП крупнокалиберного пулемета или автоматического гранатомета.
Под явным влиянием «горного» опыта несколько модернизировали ходовую часть БМП. Усилили направляющие и ведущие колеса, изменили сальники балансиров опорных катков и втулки направляющего колеса, улучшили защиту от пыли и облегчили замену деталей гидроамортизаторов.
Конструкция РМШ усовершенствована для продления срока его службы, кроме того, в него ввели стальные иглы для снятия электростатических зарядов, накапливавшихся в шарнирах и создававших помехи средствам связи. Были введены траки с грунтозацепами шевронного типа. Облегчена регулировка тяг и приводов управления, дополнена индикация на щитке механика-водителя.
Поскольку использование специальных санитарно-эвакуационных машин далеко не всегда возможно, в комплект БМП включили коврик для транспортировки одного тяжелораненого (в положении лежа) и шесть ремней для легкораненых (сидя). Изменили и детали РПУ. В стабилизатор вооружения БМП-2 включили гиротахометры с воздушными демпферами, менее чувствительные к изменениям температуры окружающего воздуха.
Большие потери БМП в ходе первой чеченской кампании были связаны не столько с недостатками самих машин, сколько с непродуманным их применением (например, в стесненных условиях городских улиц), а также износом материальной части еще до начала кампании.
В современных конфликтах на первый план выходят вопросы радиоэлектронной борьбы. В Чечне в разведотрядах и сопровождении колонн стали привычны БМП с передатчиками помех РП-377, подавляющими управление радиофугасами.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-4
На шасси БМП-2 конструкторским бюро под руководством В.Л. Вершинского в Челябинске был разработан подвижный разведывательный пункт («объект 779») для ведения разведки наземных целей в интересах артиллерийских подразделений, принятый на вооружение в 1984 г. под обозначением ПРП-4 как замена ПРП-3.
На машине установлен тепловизионный прибор, поэтому пусковую установку для осветительных реактивных снарядов сняли. ПРП-4М (1988 г.) получил тепловизионный прибор ночного видения 1ПН71 и лазерный прибор разведки 1Д13.
Инженерная разведывательная машина ИРМ
Инженерная разведывательная машина ИРМ создана на базе узлов и агрегатов БМП-2, принята на вооружение в 1980 г. как армейское средство инженерного вооружения. Она имела компоновочную схему с задним расположением МТО.
Движение на плаву — с помощью двух гребных винтов, закрепленных на кронштейнах по бортам кормовой части корпуса. Для самовытаскивания использовались две кассеты с 16 твердотопливными реактивными двигателями 9М39, каждый из которых развивал тяговое усилие 312 кгс. Двигатели, создававшие дополнительную тягу, устанавливались снаружи в кормовой части корпуса и включались механиком-водителем.
Специальное оборудование машины включало эхолот, речной широкозахватный миноискатель РМШ-2, а также системы СКЗ, ППО, ТДА, навигационную аппаратуру ТНА-3 и регенератор воздуха в обитаемых отделениях.
Регенератор позволял экипажу вести боевую работу в загерметизированной машине в течение четырех часов. Машина снабжалась двумя радиостанциями Р-147 с дальностью связи до 20 км, переносными миноискателями, перископом инженерной разведки, дальномером, буссолью, ледобуром.
БМП-2Д в Афганистане. Обратите внимание на дополнительное бронирование бортов корпуса и башни. В передней части корпуса на крыше установлен крупнокалиберный пулемет.