Предыдущая Оглавление Следующая

 

Боевая и техническая характеристика основных образцов отечественных танков и САУ в период второй мировой войны

Таблица 1

Марка

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

САУ

Параметры

Т-60

Т-70

Т-40 плав.

Т-34

Т-44

КВ-1

ИС-2

СУ-76

СУ-100

ИСУ-52

Год выпуска

1941

1942

1940

1940

1944

1939

1944

1943

1944

1943

Масса, т

6,4

9,2

5,5

30,9

31,8

47,5

46,0

10,5

31,6

46

Калибр пушки, мм

20

45

12,7 пул.

76,2

85

76

122

76

100

152

Броневая защита, мм

10—35

15—45

13

45—52

75-120

75-100

90—120

10—35

20—75

20—90

Максимальная скорость, км

44

45

50

55

51

35

37

45

48,3

35

Глубина брода, м

0,9

0,9

плав.

1,3

1,3

1,1

1,3

0,9

1,3

1,3

Подъем при выходе из воды

-

-

-

30°

-

20°

20°

30°


Характеристика основных переправочно-мостовых средств СССР в годы второй мировой войны

Таблица 2

Наименование парка

Состав парка

Паромы

Мосты

кол-во полупонтонов

автомашин

грузоподъемность, т

кол-во, шт.

время сборки, мин

грузоподъемность, т

длина, м

время сборки, мин

НЛП

-

-

5

14

30

5

139

60

ТЗИ

-

-

-

-

-

Пешеходный

56

10—18

ДЛП

60

32

9

10

-

10

149

Н2П

48

68

16

8

35

16

160

180

30

6

40

30

106

180

60

2

55

60

64

180

ДМП-42

80

88

30

12

-

30

135

60

70

-

ТМП

100

60

6

-

60

204

-


Боевая и техническая характеристика основных образцов зарубежных танков в период второй мировой войны

Таблица 3

Страны

Германия

США

Великобритания

Танки Параметры

Pz.lll Ausf.J

Pz.IV

Pz.V Ausf.A

«Чаффи» M24

«Шерман» М4А4

«Кромвель» Мк VIII

«Черчилль» VII

Год выпуска

1941

1942

1943

1944

1942

1943

1943

Масса, т

23,2

23.6

45,5

17,5

32,0

27,9

45,0

Калибр пушки, мм

50

75

75

75

76

75

75

Броневая защиту мм

30—50

50—50

80-100

25—38

50—76

65—76

95—152

Максимальная скорость, км/ч

40

40

46

55

40

64

28

Глубина брода, м

0,8— ОПВТ

1,0

1,7— ОПВТ

1,02

0,8

1,2

1,2

Подъем при выходе из: воды

30°

30°

35°

-

-

-

-

Учтя опыт, командиры подвижных соединений стремились захватить имеющиеся мосты. Передовой отряд 10-го гвардейского танкового корпуса — 61-я гвардейская танковая бригада, действуя в Висло-Одерской операции, вклинилась в колонну отходящих войск противника и с ходу захватила мост через р. Варта. По этому мосту главные силы корпуса форсировали водную преграду за 1,5 часа и вступили в бой за расширение плацдарма. Это позволило сохранить высокий темп наступления в операции.

Захват мостов был одним из основных путей решения проблемы переброски бронетехники на противоположный берег в немецкой армии с самого начала второй мировой войны. Для обеспечения вторжения 9-й танковой дивизии (18-я армии), 4-й танковой дивизии (6-я армии) немецких войск в Голландию в 1940 году были направлены сильные десантные отряды. Несколько воздушно-десантных отрядов высаживалось для захвата моста в районе форта крепости Льеж — Эбен-Эмаэль.

В предутренней дымке 10 мая 1940 г. близ форта бесшумно приземлились немецкие планеры с штурмовой группой на борту. Часть форта и моста были захвачены. Однако авангард 4-й танковой дивизии не успел на помощь. Бельгийцы взорвали мост. Началась переправа через Маас на надувных лодках под огнем противника. В течение суток сопротивление бельгийцев было сломлено и дорога за р. Маас была открыта для 6-й немецкой армии.

Также не совсем удачно произошел бой за мост в районе Роттердама. Немецкие летающие лодки с десантниками садились прямо на Рейн, и парашютисты расстреливались в упор. Часть десантников прорвалась к мосту, но захватить его не смогла.

В то же время 9-я немецкая танковая дивизия сумела воспользоваться невзорванными мостами через р. Маас у Генеппа и Моока и устремилась в глубь голландской территории.

Преодоление водных преград вброд открывало возможность передовым частям упреждать противника в нанесении контратак, захвате и расширении плацдарма. Однако далеко не всегда отыскивались броды. Использование их танкистами иногда приводило к застреванию бронетехники. Тем не менее, командиры соединений, действовавших в отрыве от главных сил, при отсутствии мостов стремились форсировать водные преграды вброд.

Наиболее высокими характеристиками по преодолению водных преград обладали танки СССР и Германии. Здесь сказывалась не только глубина преодолеваемого брода, но и проходимость. К тому же тактико-технические характеристики, в целом, отвечали способу применения танков на поле боя.

В годы войны на пути наступающих советских войск, наряду с мелкими, нередко встречались и глубокие водные преграды. Однако заложенные в советские танки возможности позволяли преодолевать реки глубиной до 2,5 м.

Так, в октябре 1943 г. в полосе 38-й армии соединения 5-го гвардейского танкового корпуса вышли к Десне, не имея табельных переправочных средств. Армия не могла обеспечить переправу танков, а между тем обстановка требовала немедленной переправы их на противоположный берег. Поэтому было принято решение преодолеть Десну вброд.

Проведенная рекогносцировка показала, что наиболее благоприятным для этого был район Летки (ширина реки 280 м, глубина 0,7—1,2 м, скорость течения до 1 м/с). В короткий срок провели подготовку танков к переправе вброд. Все люки и погоны башен были забиты паклей и замазаны солидолом, жалюзи танков заклеены пластырем из промасленного брезента. С утра 4 октября 1943 г. танки начали переправу. В ходе переправы была разбита колея и глубина брода увеличилась до 2,2 м. В течение восьми часов по оборудованному броду переправилось 65 танков, из них 50 — Т-34. Менее удачной оказалась переправа танков под водой войсками 8-й гвардейской армии в августе 1944 г. на Висле.

Наиболее высоких результатов в производстве танков, способных преодолевать водные преграды по глубокому броду (под водой), добились танкостроители Германии. Уже в 1936 году был создан средний танк Pz.III*,  оснащенный оборудованием для подводного вождения танков (ОПВТ). Однако на серийных танках ОПВТ практически не устанавливалось. Большего в этом вопросе немецко-фашистское командование достигло при создании танков Pz.V «Пантера», Pz.VI Н «Тигр», Pz.VI В «Тигр II» или «Королевский Тигр». Все они были оснащены оборудованием для подводного вождения. Так, например, в 1942 году был выпущен танк Pz.VI H «Тигр» («Tiger» Ausf.Hl). Он имел боевую массу 56,9 тонн, 88-мм пушку, лобовую броню 102 мм. С ОПВТ танк мог преодолевать водные преграды вброд глубиной до 15 футов — 4,5 м (по тактико-техническим характеристикам). В действительности — брод глубиной до 3,9 м. Без этого оборудования танк форсировал водные преграды глубиной не более 1,3 м.


Подробнее об отечественных и зарубежных танках «подводного хождения»

Предыдущая Оглавление Следующая