![]() |
![]() |
155-мм САУ на базе «Центуриона», Израиль |
Израильский «Центурион» с навесной динамической защитой «Блэйзер» |
![]() |
![]() |
![]() |
Самоходная пусковая установка MAR-290 на базе «Центуриона», Израиль | Израильский «Центурион» с минным тралом |
Платформа с направляющими имеет круговое вращение, угол наведения направляющих в вертикальной плоскости — от 0 до +60 град. Наведение ракет осуществляется гидравликой. Экипаж установки состоит из четырех человек: командира, механика-водителя и двух операторов пусковой установки. Ракета имеет максимальную дальность стрельбы 25000 м, масса ракеты 600 кг, в том числе масса взрывчатого вещества составляет 302 кг. Для самообороны на корпусе самоходной установки перед люком механика-водителя установлен крупнокалиберный пулемет «Браунинг». Высота самоходной установки с направляющими в горизонтальном положении — 3600 мм, масса машины — 50 т. Прототип 155-мм САУ на базе танка «Центурион» разработан на рубеже 70-80-х годов. На корпусе танка монтировалась вращающаяся башня со 155-мм пушкой-гаубицей М71 с длиной ствола 39 калибра. Дальность стрельбы — 24 км.
ИОРДАНИЯ
На вооружение сухопутных войск Иордании танки «Центурион» поступили в начале 60-х годов; все машины были вооружены 105-мм пушками. Модернизация танков проводилась в первой половине 80-х годов. Подобно израильским танкам «Шот», на иорданских английская моторно-трансмиссионная установка заменялась американской (дизели AVDS-1790 и трансмиссии CD-850). Устанавливалась система управления огнем бельгийской фирмы SABCA, близкая по конструкции и характеристикам СУО COBELDA, установленной на танке «Леопард-1», двухплоскостная система стабилизации пушки и привода башни американской фирмы Кадиллак Гэйдж Текстрон, гидропневматическая подвеска. Модернизированные танки получили название «Тарик».
ШВЕЦИЯ
Танки «Центурион», находившиеся на вооружении сухопутных войск Швеции, имели обозначение Strv-101 и Strv-102. Все они вооружены 105-мм пушками. Решение о модернизации танков было принято в 1981 г. Английская моторно-трансмиссионная установка подлежала замене на силовой блок из дизеля AVDS-1790 и трансмиссии CD-850.
Установлена новая система управления огнем, разработанная фирмой Бофорс, дневной прицел наводчика с 1- и 10-кратным увеличением фирмы Эрикссон, лазерный дальномер. На башне смонтирована сдвоенная установка, предназначенная для запуска 71-мм осветительных ракет. Предусмотрена установка динамической защиты FFV.
В 1985 г. проводились испытания танка «Центурион» с гидропневматической подвеской. Существовал проект «глобальной» модернизации танков Strv-101/102 путем установки 120-мм пушки, ходовой части, навигационной аппаратуры, систем защиты от ОМП, противопожарной, защиты от взрывов, усиления бронезащиты. Однако от этих планов отказались в пользу закупки танков более современных, нежели «Центурион».
ЮАР
В конце 50-х годов ЮАР закупила в Великобритании более 200 танков «Центурион», вооруженных 83,4-мм пушками.
Опыт боевых действий в Анголе и Мозамбике показал недостаточную огневую мощь этих машин для борьбы с Т-54 и Т-62. Неудивительно, что модернизация танков была направлена прежде всего на усиление их огневой мощи; поставки более современных танков из третьих стран исключались из-за эмбарго на поставку в ЮАР военной техники, наложенного ООН. Все работы проводились силами государственной корпорации ARMSCOR. Доработанные танки получили название «Олифант-1А» («Лев»), всего в конце 70-х годов был модернизирован 221 танк. 83,4-мм пушка была заменена 105-мм L7; эти танковые орудия выпускались в ЮАР по израильской лицензии. По бортам передней части башни были смонтированы по четыре 81-мм гранатомета, предназначенных для стрельбы дымовыми гранатами. На разработку новой системы управления оружием требовалось значительное время, которого в условиях ведения ЮАР перманентной «войны в буше» не было, поэтому ее модернизация отвечала самым необходимым требованиям: все оптическое оборудование осталось без изменений, но были установлены лазерный дальномер Элам с дальностью действия 8 км и баллистический вычислитель. Для ведения боевых действий в темное время суток предусмотрена установка у командира подсветочного прибора ночного видения, у водителя и наводчика — перископических наблюдательных приборов ENP с электронно-оптическим усилением изображения. Лазерный дальномер и электронно-оптические смотровые приборы разработаны в ЮАР. Лазерный дальномер не встроен в прицел или СУО, конструктивно он оформлен в виде монокуляра; расстояние до цели определяет командир при открытом люке.