Предыдущая Оглавление

Десятое место... получает танк «Меркава-III», хотя именно его многие эксперты готовы назвать едва ли не лучшим танком в мире. Дизайн этой машины и впрямь уникален и не имеет аналогов среди современных танков: двигатель спереди, низкая башня, и при всем при этом мощная 120-мм пушка MG-251. Все это заставляет считать его одним из наиболее мощных и защищенных танков. Однако, «Меркава» по западноевропейским стандартам имеет слишком малую удельную мощность на тонну своего веса. Понятно, что то, что хорошо для Израиля, может быть плохо для Германии, и хотя на сегодня эта машина предложена Турции, можно сказать, что «Меркава» находится в стороне от магистральной дороги развития современного танкового дизайна.

BstPz009.jpg

Израильский танк «Меркава-III». Американский аналитик поставил его лишь на десятое место

На последнем месте, если так можно выразиться, стоят китайские танки, а среди них — последняя китайская разработка в этой области «Тип 90-II». Попытка интеграции в западную технологию со всей очевидностью имеет здесь место, но до всех прочих названных в данном обзоре танков этой машине пока еще далеко.

Заключение

Очень многое зависит сегодня от технологии, что абсолютно неоспоримо, но есть и еще несколько важных факторов, которые определяют боевые качества тех или иных танков. Мотивация поведения экипажей, их тренированность и еще раз тренированность, позволяющая им выполнять свое задание в боевых условиях. Во время войны в Заливе такую сработанность и тренировку показали экипажи танков «Челленджер», хотя на Кубке Канады английские экипажи проявили себя слабо. Особенно важна выдержка и сработанность экипажа в танковых дуэлях на больших расстояниях, где у российских танков имеются весьма веские технические преимущества.

От автора данного «саммари».

Как видите, пусть даже наш танк «Черный орел» и стоит на шестом месте, а уважать нас уважают и во главу угла ставят не только технику, но и обученность экипажей. Чтобы быть современным, танк должен быть практически неуязвим в лобовой проекции, чего немцам, как сообщается, наконец-то удалось добиться на танке А5. При этом и «Тип 90» и «Леклерк» имеют потенциальную возможность усиления своей защиты до уровня этого танка. «Челленджеру» и «Меркаве» следовало бы добавить лошадиных сил, а нашим новым танкам — самой современной электроники и позаботиться о том, чтобы они были для их экипажей «хорошим домом». Очень многое зависит от низкого силуэта. Возможно, что на перспективных танках ближайших лет водителя, наконец-то, и вовсе уберут из корпуса и заменят его телекамерой со сменными объективами. Нет ничего фантастического в том, что выживаемость экипажей будет повышена путем использования катапультируемых сидений, а также применения новых, еще более необычных компоновок как самого танка, так и отдельных его узлов. То, что 140-мм пушка уже существует, показывает, что именно этот калибр, хорош он или плох, постепенно станет господствующим на танках XXI века, а в перспективе его, возможно, сумеют довести и до 155-мм, т. е. калибра сегодняшних самоходных орудий. Орудие, двигатель и броня должны разрабатываться одновременно и так же одновременно в комплексе заменяться на базовом шасси на более современные в процессе модернизации.

BstPz010.jpg BstPz011.jpg

"Челленджер-2" — представитель последнего поколения английских танков

Российский танк Т-90

Предыдущая Оглавление