Предыдущая Оглавление Следующая

Образцы чехословацкой бронетанковой техники на экспорт

Марка

Фирма

Год поставки

Количество, ед.

Страна

Масса т

Экипаж, чел.

Вооружение

Бронирование, мм

Двигатель

Мощность л. с.

Скорость по шоссе, км/ч

AH-IV

ЧКД

1935—1936

50

Иран

3,9

2

Два пулемета

6—15

Praga AH

50

40

TNH

ЧКД

1935—1937

50

Иран

8,2

3

37-мм пушка, 2 пулемета

8—25

TN100

100

42

R-1

ЧКД.

1936—1937

35

Румыния

4,2

2

2 пулемета

5—12

Praga АН

35

45

AH-IV Sv

ЧКД

1937—1938

50

Швеция

2

2

2 пулемета

6—15

Volvo

80

48

LTH

ЧКД

1937—1938

24

Швейцария

7,5

3

24-мм пушка, 3 пулемета

8—32

Дизель Scwrer

125

45

TNH-Sv

ЧКД

1038—1939

92

Швеция

8,8

3

37-мм пушка, 2 пулемета

8—25

125

42

LTP

ЧКД

1938

24

Перу

7,5

3

37-мм пушка, 2 пулемета

Praga TN

125

45

LTL

ЧКД

1938—1940

21

Литва

7.2

3

20- или 37-мм пушка, 2 пулемета

125

54

R-1

ЧКД

1950

50

Эфиопия

3,8

2

2 пулемета

S-l--d

Шкода

1936

8

Югославия

3,6

3

37-мм пушка, 1 пулемет

5—20*

60

40**

* По иным данным — 31 мм ** По иным данным — 31 км/ч.

Che24033.jpg

Швейцарский легкий танк Pz.39

Швейцария заказала в 1937 году 24 танка TNH (LTH), но со своим дизельным двигателем Зауэр и вооружением — 24-мм автоматическая пушка «Эрликон» с начальной скоростью снаряда 930 м/с (боекомплект—120 патронов в магазине по шесть). Толщина брони была доведена до 32 мм в лобовых деталях. Была приобретена также лицензия на производство их в Швейцарии. Эти танки в Швейцарии получили обозначение Pz.39. Впрочем, переговоры о поставках Министерство народной обороны прервало.

Интерес к чешским танкам продолжала проявлять Югославия. Ее военный министр в мае 1937 г. посетил Миловицы и видел там S-IIA и прототип S-III, но не заинтересовался. 15 октября 1938 г. польский генерал Бортновский просил представить ему проект 13-тонного танка с 40-мм пушкой. В начале 1939 года поступили запросы и из Афганистана.

А в марте 1939 г. два TNH отправились в Англию на испытания. Если бы не оккупация Чехии, то 16 марта в Англию отправился бы средний танк V-8-H. На фирме ЧКД рассчитывали, что этот средний танк поступит как в чешскую армию, так и на экспорт. Предполагалось даже совместное производство танков с Англией, для чего Шкода предлагала свой улучшенный S-НА. Оккупация Чехии закрыла все эти проекты.

Танками S-IIA заинтересовалось и командование Красной Армии, и 25 июня 1938 г. MHO согласилось показать нам два танка. Шкода предлагала еще свои S-IIС и S-III, но они были еще не доработаны.

8 сентября 1938 г. две «эшки» прибыли в Москву, и 14 сентября в Кубинке начались их испытания стрельбой, пробегом и т. п. Они прошли 1500 км без каких-либо поломок. Наш генеральный испытатель боевых машин Е.А. Кульчицкий вспоминал. Представители фирмы убеждали, что сход гусеницы с катков невозможен ни при каких обстоятельствах. Кульчицкий заключил пари, что он это сделает. Проигравший наполняет победителю ванну шампанским. На каком-то косогоре Евгений Анатольевич все-таки гусеницу сбросил. Шампанское же распили из бокалов.

Известный конструктор Н.Ф. Шашмурин, принимавший участие в испытаниях, получил задание любой ценой добыть кусок брони чешского танка для анализа ее состава. Шашмурин нашел выход: по его эскизу была изготовлена броневая заглушка заливного отверстия бака для горючего. Копии придали вид настоящей заглушки, и Шашмурин ее сменил.

Эстафету заказов на чешские танки приняла Германия. 22 марта 1939 г. генеральный управляющий фирмы ЧКД Климент Ружичка встретился с Г. Герингом и договорился о заказах и ценах на танки для Вермахта.

До начала Второй мировой войны экспорт в Румынию, Словению и Болгарию был запрещен, пока они не присоединились к странам оси.

И последнее: уже после войны в 1950 году Эфиопии были поставлены 50 модернизированных R-I.

Che24034.jpg Che24035.jpg

 

Легкий танк LTP для Перу

Che24037.jpg Che24036.jpg
Легкий танк m/41 (Швеция) Легкий танк LT-40 для Словакии

Предыдущая Оглавление Следующая