Образцы чехословацкой бронетанковой техники на экспорт |
|||||||||||
Марка |
Фирма |
Год поставки |
Количество, ед. |
Страна |
Масса т |
Экипаж, чел. |
Вооружение |
Бронирование, мм |
Двигатель |
Мощность л. с. |
Скорость по шоссе, км/ч |
AH-IV |
ЧКД |
1935—1936 |
50 |
Иран |
3,9 |
2 |
Два пулемета |
6—15 |
Praga AH |
50 |
40 |
TNH |
ЧКД |
1935—1937 |
50 |
Иран |
8,2 |
3 |
37-мм пушка, 2 пулемета |
8—25 |
TN100 |
100 |
42 |
R-1 |
ЧКД. |
1936—1937 |
35 |
Румыния |
4,2 |
2 |
2 пулемета |
5—12 |
Praga АН |
35 |
45 |
AH-IV Sv |
ЧКД |
1937—1938 |
50 |
Швеция |
2 |
2 |
2 пулемета |
6—15 |
Volvo |
80 |
48 |
LTH |
ЧКД |
1937—1938 |
24 |
Швейцария |
7,5 |
3 |
24-мм пушка, 3 пулемета |
8—32 |
Дизель Scwrer |
125 |
45 |
TNH-Sv |
ЧКД |
1038—1939 |
92 |
Швеция |
8,8 |
3 |
37-мм пушка, 2 пулемета |
8—25 |
125 |
42 |
|
LTP |
ЧКД |
1938 |
24 |
Перу |
7,5 |
3 |
37-мм пушка, 2 пулемета |
Praga TN |
125 |
45 |
|
LTL |
ЧКД |
1938—1940 |
21 |
Литва |
7.2 |
3 |
20- или 37-мм пушка, 2 пулемета |
125 |
54 |
||
R-1 |
ЧКД |
1950 |
50 |
Эфиопия |
3,8 |
2 |
2 пулемета |
||||
S-l--d |
Шкода |
1936 |
8 |
Югославия |
3,6 |
3 |
37-мм пушка, 1 пулемет |
5—20* |
60 |
40** |
* По иным данным — 31 мм ** По иным данным — 31 км/ч.
Швейцарский легкий танк Pz.39
Швейцария заказала в 1937 году 24 танка TNH (LTH), но со своим дизельным двигателем Зауэр и вооружением — 24-мм автоматическая пушка «Эрликон» с начальной скоростью снаряда 930 м/с (боекомплект—120 патронов в магазине по шесть). Толщина брони была доведена до 32 мм в лобовых деталях. Была приобретена также лицензия на производство их в Швейцарии. Эти танки в Швейцарии получили обозначение Pz.39. Впрочем, переговоры о поставках Министерство народной обороны прервало.
Интерес к чешским танкам продолжала проявлять Югославия. Ее военный министр в мае 1937 г. посетил Миловицы и видел там S-IIA и прототип S-III, но не заинтересовался. 15 октября 1938 г. польский генерал Бортновский просил представить ему проект 13-тонного танка с 40-мм пушкой. В начале 1939 года поступили запросы и из Афганистана.
А в марте 1939 г. два TNH отправились в Англию на испытания. Если бы не оккупация Чехии, то 16 марта в Англию отправился бы средний танк V-8-H. На фирме ЧКД рассчитывали, что этот средний танк поступит как в чешскую армию, так и на экспорт. Предполагалось даже совместное производство танков с Англией, для чего Шкода предлагала свой улучшенный S-НА. Оккупация Чехии закрыла все эти проекты.
Танками S-IIA заинтересовалось и командование Красной Армии, и 25 июня 1938 г. MHO согласилось показать нам два танка. Шкода предлагала еще свои S-IIС и S-III, но они были еще не доработаны.
8 сентября 1938 г. две «эшки» прибыли в Москву, и 14 сентября в Кубинке начались их испытания стрельбой, пробегом и т. п. Они прошли 1500 км без каких-либо поломок. Наш генеральный испытатель боевых машин Е.А. Кульчицкий вспоминал. Представители фирмы убеждали, что сход гусеницы с катков невозможен ни при каких обстоятельствах. Кульчицкий заключил пари, что он это сделает. Проигравший наполняет победителю ванну шампанским. На каком-то косогоре Евгений Анатольевич все-таки гусеницу сбросил. Шампанское же распили из бокалов.
Известный конструктор Н.Ф. Шашмурин, принимавший участие в испытаниях, получил задание любой ценой добыть кусок брони чешского танка для анализа ее состава. Шашмурин нашел выход: по его эскизу была изготовлена броневая заглушка заливного отверстия бака для горючего. Копии придали вид настоящей заглушки, и Шашмурин ее сменил.
Эстафету заказов на чешские танки приняла Германия. 22 марта 1939 г. генеральный управляющий фирмы ЧКД Климент Ружичка встретился с Г. Герингом и договорился о заказах и ценах на танки для Вермахта.
До начала Второй мировой войны экспорт в Румынию, Словению и Болгарию был запрещен, пока они не присоединились к странам оси.
И последнее: уже после войны в 1950 году Эфиопии были поставлены 50 модернизированных R-I.
![]() |
![]()
|
Легкий танк LTP для Перу |
|
![]() |
![]() |
Легкий танк m/41 (Швеция) | Легкий танк LT-40 для Словакии |