Заказанные еще Министерством народной обороны Чехословакии в 1938 году 150 танков LT-38 были готовы к ноябрю 1939 г. (первая серия TNHPS). Их немецкое обозначение — PzKpfw 38(t) Ausf.A. Они за исключением антенны к чешскому радио FuG37(t) и обеспечения места в башне для четвертого члена экипажа (заряжающего) не отличались от TNHPS. 59 из них в составе 67-го танкового полка 3-й легкой дивизии воевали в сентябре 1939 г. в Польше.
Дальше пошло как по накатанным рельсам. Правда, особенно в 1944-1945 гг. на чешских заводах отмечались частые случаи саботажа.
Pz.Kpfw 38(t) 22-й танковой дивизии вермахта
Вторая, третья, четвертая серии TNHPS выпускались с января по ноябрь 1940 г. (325 танков модификации В, С, D в немецком обозначении). Они лишь незначительно отличались от Pz 38(t)A. Танки следующих модификаций Е и F (V и VI серии TNHPS, 525 единиц), построенные с ноября 1940 по октябрь 1941 г., получили усиленное бронирование путем экранировки 25-мм броневыми листами лобовых деталей башни и корпуса. Борта башни получили толщину брони 30 мм, а корма — 22 мм. Борта корпуса тоже были экранированы 15-мм плитами, а толщина крыши башни доведена до 15 мм. Это привело к увеличению боевой массы до 9,85 т. Танки получили новые смотровые приборы для водителя и наводчика и теперь уже немецкую радиостанцию FuG5.
Танки Pz 38(t) Ausf.G (VII серия TNHPS, 321 единица) выпускались с октября 1941 г. по июль 1942 г. Теперь те же толщины брони, что и у Pz 38(t) Ausf.F, достигались цельными броневыми плитами, а не экранировкой.
Еще до оккупации Чехословакии шведское правительство заказало фирме ЧКД 90 танков, получивших заводское обозначение TNH-Sv. Но немцы запретили продавать танки Швеции и решили включить их в состав своей армии*. Впрочем, фирма ВММ направила в Швецию прототип танка. Производство этих машин шло с октября 1941 г. по июнь 1942 г. Практически они — в немецком обозначении Pz 38(t) Ausf.S — ничем не отличались от Ausf. E и F. Шведам продали лицензию на их производство, и с февраля 1943 г. они стали поступать в шведскую армию под обозначением Strv m/41.
32 танка Pz 38(t) Ausf.S поступило в словацкую армию, и в составе 1-й мобильной дивизии они участвовали в боях против СССР.
Таким образом, всего ВММ было построено (с участием, естественно, Шкоды) 1411 танков серии TNH. В момент вторжения во Францию и в Бельгию 10 мая 1940 г. в танковых соединениях вермахта насчитывалось 106 Pz 35(t) и 228 Pz 38(t) из общего количества 2440 танков. Танки Pz 38(t) входили в состав 7-й (командир Э. Роммель) и 8-й танковых дивизий.
22 июня 1941 г. на границе с СССР в танковых дивизиях Вермахта насчитывалось 772 Pz 38(t). В январе 1942 г. боеспособных их насчитывалось 1144 единицы. Впрочем, эти поначалу вовсе неплохие танки морально себя исчерпали. Со своей 37-мм пушкой (для которой немецкие конструкторы разработали подкалиберный снаряд) они явно уступали нашим Т-34 и КВ. В мае 1942 г. Гитлер запретил строить танки с 37-мм пушками.
Спасая положение, ВММ в начале 1942 г. предложила в качестве разведывательного танка Pz 38(t) nA (neues Art — новый образец). Это была машина массой 14,8 т с экипажем четыре человека и броней со всех сторон 35 мм на базе Pz 38(t). Башня новой конструкции, но с прежней 37-мм пушкой, как и корпус, целиком сварные. Двигатель мощностью 250 л. с. обеспечивал танку скорость 62 км/ч при запасе хода 200 км. Весьма неплохо для разведчика. Несмотря на успешные испытания, заказа на этот танк не последовало.
Одновременно Шкода представила свой прототип разведывательного танка Т-15, впрочем, также отвергнутого в пользу чисто немецкого разведчика Pz.IIL «Лукс».
Теперь мощности чешских заводов переключились на производство ряда САУ с использованием весьма удачной базы Pz 38(t). Первой была 7,62 cm PaK36(r), иначе называемая «Мардер III» (VII и VIII серии TNHPS). Это была легкая противотанковая САУ, в которой так нуждалась немецкая армия. Ее масса составляла 10,67 т, экипаж — 4 человека, и вооружена она была трофейной 76,2-мм советской пушкой УСВ (отсюда и немецкая «r» — russisch). Пушка устанавливалась за щитом в средней части корпуса САУ. Бронирование корпуса в лобовых деталях — 50 мм, борта —16 мм. Ходовые качества сохранились как у базовой машины, хотя двигатель был форсирован до 150 л. с. С апреля по октябрь 1942 г. было построено 344 самоходок, а 19 САУ в 1943 г. переделали из танков.
![]() |
![]() |
Разведывательный танк Pz. 38(t) nA |
Разведывательный танк Т-15 фирмы Шкода |
*Авторитетный чехословацкий эксперт О.Голуб пишет, что немцы в конце концов согласились на вывоз TNH-Sv, и что их было заказано не 90, а 92.