Михаил НИКОЛЬСКИЙ
Попытки создания в Великобритании "универсального танка" привели к принятию на вооружение тяжелого "Конкерора". Тем не менее, общие тенденции мирового танкостроения и развитие тактики использования танков убедительно свидетельствовали о том, что "двухтанковая теория" устарела. Разработка основного боевого танка (проект FV.4201), способного заменить и "Центурион", и "Конкерор", началась в 1957 г. (техническое задание выпущено в 1956 г.), практически одновременно с началом работ по танку "Леопард-1" в ФРГ и АМХ-30 во Франции.
Подход к проектированию основного боевого танка в Англии резко отличался от европейской концепции. Конец 50-х совпал по времени с общемировой эйфорией от ракетного оружия. Считалось, что от ракеты не защитит никакая броня, поэтому основной упор европейские конструкторы сделали на улучшение подвижности своих танков в ущерб бронезащите. Англичане, как и положено консерваторам, справедливо полагали, что появление ракет вовсе не отменяет обычную ствольную артиллерию и мины. На них большое впечатление произвел опыт, полученный при использовании танков "Центурион" в Корее, где толстая броня не раз спасала жизни экипажам танков. Британские конструкторы считали, что бронезащита перспективного танка ни в коем случае не должна приноситься в жертву подвижности и огневой мощи, а толщина брони не должна быть меньше толщины брони "Центуриона". При этом англичане хотели получить те же маневренные характеристики, что и их коллеги из Франции и ФРГ, а по огневой мощи превзойти танки европейских конструкторов. Сочетание толстой брони и мощной пушки приводило к резкому росту массы танка и делало достижение хорошей подвижности весьма серьезной конструкторской задачей.
Основной боевой танк "Чифтен" ("Полководец")' так же как и "Центурион", проектировался специалистами государственного Научно-исследовательского института боевых машин (FVRDE - Fighting Vehicle Research & Development Establishment) в кооперации с инженерами фирм Виккерс и Лейланд; фирма Виккерс отвечала за разработку башни. Спустя два года после начала проектирования, в 1959 г., на Государственном танковом заводе (Royal Ordnance Factory ) в Лидсе был построен опытный образец танка, испытания которого начались в 1960 г. В 1962 г. закончились войсковые испытания шести прототипов, а в мае 1963 г. танк "Чифтен" был принят на вооружение британской армии; его производство осуществлялось на двух заводах -Государственном в Лидсе и фирмы Виккерс Армстронг в Ньюкастле.
Танк "Чифтен" имеет классическую компоновку - отделение управления в передней части, боевое - в средней и МТО - в корме. Корпус сварной, из литых и катаных деталей. На броню приходится примерно 53% массы танка. Верхняя лобовая деталь корпуса имеет толщину 120 мм, борта - 38 мм, кормовой лист - 25,4 мм, днище - 16 мм. Башня литая, толщина ее лобовой части 195 мм, крыши - 45 мм. Усиление защищенности танка "Чифтен" достигнуто не только механическим увеличением толщины брони, но и рациональным расположением броневых листов, резким уменьшением высоты машины и внутреннего объема танка. Лобовая деталь корпуса имеет наклон 72 град, к горизонту, бортовые листы установлены под углами 10 град.; лобовая часть башни имеет угол наклона 60 град.
Башня имеет довольно сложную форму. Проектирование башни велось вокруг экипажа и оборудования, которые она, так сказать, "обтекала" с целью уменьшения площади поверхности. Амбразура под пушку выполнена минимально возможной (ширина 225 мм), что позволило уменьшить ослабленную зону в бронезащите лобовой части башни.
Впервые в мировом танкостроении механик-водитель располагается полулежа, в результате высоту передней части корпуса удалось уменьшить до 1178 мм, одновременно увеличив наклон лобового бронелиста. Для усиления защиты от мин сиденье механика-водителя крепится к бронеплите, установленной на расстоянии 50 мм от днища корпуса, таким образом, получается местное разнесенное бронирование днища. Форма корпуса и башни танка "Чифтен" является наиболее удачной среди всех западных танков 60-70-х годов с точки зрения баллистической защиты.
Рабочее место механика-водителя находится в отделении управления и расположено по оси танка. Спинка сиденья механика-водителя может устанавливаться в три фиксированных положения с наклоном в 45, 50 или 55 град. В положении "по-походному" с открытым верхним люком сиденье поднимается, а спинка занимает положение с углом наклона 55 град. Управление поворотом танка осуществляется с помощью двух рычагов, регулируемых, как и спинка сиденья, по углу наклона. При закрытом люке механик-водитель ведет обзор окружающей местности через один неподвижный широкоугольный перископический наблюдательный прибор, установленный в лобовой детали корпуса над люком.