Предыдущая Оглавление Следующая

FAHSP016.jpg

 305-мм гаубица Виккерса.

305-ММ ОСАДНАЯ ГАУБИЦА ВИККЕРСА

История и служба гаубицы

8 октября 1914 года ГАУ заключило контракт с фирмой Виккерса на поставку четырех 305-мм осадных мортир (гаубиц) по цене 310 тыс. рублей за штуку и 3200 фугасных снарядов по цене 640 рублей за штуку. 2 декабря 1914 года последовал новый заказ на пять гаубиц и 4000 фугасных снарядов. Общая стоимость второго заказа — 147 тыс. фунтов стерлингов. Заодно для возки 305-мм и 203 мм гаубиц в Англии было заказано 143 трактора.

В 1915 году в Россию из Англии поступили две 305-мм гаубицы, семь остальных прибыли в 1916 году. К 1917 году восемь 305-мм гаубиц Виккерса вошли в состав ТАОН в 202-ю артиллерийскую бригаду. Из них сформировали четыре батареи литера «Д». Дальнейшую судьбу этих гаубиц установить не удалось. Во всяком случае, к 1922 году в РККА или на складах комплектных 305-мм гаубиц Виккерса не было. В мае 1922 года три лафета из под этих гаубиц направили на Тамбовский артсклад. Снаряды от 305-мм гаубиц Виккерса в советское время вошли в боекомплект 305-мм гаубиц обр. 1915 г.

Устройство гаубицы

Нарезы постоянной крутизны. Затвор поршневой.

Компрессор гидравлический, накатник гидропневматический. При откате противооткатные устройства неподвижны.

Стрельба из гаубицы производилась со специального железного основания.

В походном положении система разбиралась на шесть частей и перевозилась на шести железных повозках с железными колесами тракторного типа. Для возки первоначально использовались паровые трактора Фаулера «Большой лев» и «Малый лев», но из-за их веса и других причин их вскоре заменили тракторами с двигателями внутреннего сгорания «Мортон», «Аллис—Шальмерс» и другими. [Табл.27]

Таблица 27

Данные 305-мм (12-дм) гаубиц Виккерса

Калибр, мм

304,8

Длина ствола, мм/клб

4434/14,54

Длина нарезной части, мм

3531

Угол ВН, град

+20°;+65°

Угол ГН, град

±30°

Длина отката, мм

1142

Высота линии огня, мм

2045

Длина системы в боевом положении, мм

около 9652

Вес системы в боевом положении, кг

58 970

Скорострельность, выстр./мин

1 выстрел в 2—3 минуты

Время перехода их походного положения в боевое, час

24

Боеприпасы и баллистика [Табл.28]

В 1916-1917 гг. из Англии было получено 5900 12-дм снарядов. Заряжание картузное. [Табл.29]

Так в тексте - в таблицах 28 и 29 разные веса снарядов. прим. ВВС

Таблица 28

Снаряды

Тип снаряда

Вес снаряда, кг

Длина, мм/клб

Вес ВВ, кг

Взрыватель

Стальной фугасный (Ф-724К)

334

3,82

55,1 кг тротила

Ударная трубка «ДА №71», а затем УГТ-2 или РГ-6

Таблица 29

Таблицы стрельбы снарядом весом 344 кг

Вес заряда, кг

12,25

9,07

6,63

5,44

Начальная скорость, м/с

363

299

253

226

Дальность, м

10 330

305-ММ ГАУБИЦА ОБР. 1915 г.

История создания гаубицы

Первоначально 305-мм гаубица разрабатывалась для Морского ведомства в качестве орудия береговой обороны. Обуховскому заводу было заказано восемь таких гаубиц. ОСЗ изготавливал только тела гаубиц, а лафеты — Петроградский Металлический завод. К июлю 1915 года две морские 305—мм гаубицы уже испытывались на Морском полигоне, а остальные подгонялись на Металлическом заводе. 305-мм морские гаубицы имели щит и по проекту должны были устанавливаться на бетонное основание, обеспечивающее круговой обстрел.

В том же 1915 году четыре гаубицы были уступлены Морским ведомством ГАУ. Судьбу четырех оставшихся морских гаубиц в 1916-1922 годах автору установить не удалось, но к 1922 году они были в Батуме, где их собирались установить на береговые батареи на деревянном основании. В начале 30-х годов эти гаубицы направили на Дальний Восток, где их разместили на береговой батарее №911. На 1.01.1941 г. в составе ВМФ было четыре 305-мм гаубицы обр. 1915 г. Все они входили в состав Тихоокеанского флота и не учитывались в статистике ГАУ РККА.

FAHSP017.jpg

 305-мм гаубица обр. 1915 г. в цехе Металлического завода

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz