305-мм гаубица Виккерса.
305-ММ ОСАДНАЯ ГАУБИЦА ВИККЕРСА
История и служба гаубицы
8 октября 1914 года ГАУ заключило контракт с фирмой Виккерса на поставку четырех 305-мм осадных мортир (гаубиц) по цене 310 тыс. рублей за штуку и 3200 фугасных снарядов по цене 640 рублей за штуку. 2 декабря 1914 года последовал новый заказ на пять гаубиц и 4000 фугасных снарядов. Общая стоимость второго заказа — 147 тыс. фунтов стерлингов. Заодно для возки 305-мм и 203 мм гаубиц в Англии было заказано 143 трактора.
В 1915 году в Россию из Англии поступили две 305-мм гаубицы, семь остальных прибыли в 1916 году. К 1917 году восемь 305-мм гаубиц Виккерса вошли в состав ТАОН в 202-ю артиллерийскую бригаду. Из них сформировали четыре батареи литера «Д». Дальнейшую судьбу этих гаубиц установить не удалось. Во всяком случае, к 1922 году в РККА или на складах комплектных 305-мм гаубиц Виккерса не было. В мае 1922 года три лафета из под этих гаубиц направили на Тамбовский артсклад. Снаряды от 305-мм гаубиц Виккерса в советское время вошли в боекомплект 305-мм гаубиц обр. 1915 г.
Устройство гаубицы
Нарезы постоянной крутизны. Затвор поршневой.
Компрессор гидравлический, накатник гидропневматический. При откате противооткатные устройства неподвижны.
Стрельба из гаубицы производилась со специального железного основания.
В походном положении система разбиралась на шесть частей и перевозилась на шести железных повозках с железными колесами тракторного типа. Для возки первоначально использовались паровые трактора Фаулера «Большой лев» и «Малый лев», но из-за их веса и других причин их вскоре заменили тракторами с двигателями внутреннего сгорания «Мортон», «Аллис—Шальмерс» и другими. [Табл.27]
Таблица 27 |
|
Данные 305-мм (12-дм) гаубиц Виккерса |
|
Калибр, мм |
304,8 |
Длина ствола, мм/клб |
4434/14,54 |
Длина нарезной части, мм |
3531 |
Угол ВН, град |
+20°;+65° |
Угол ГН, град |
±30° |
Длина отката, мм |
1142 |
Высота линии огня, мм |
2045 |
Длина системы в боевом положении, мм |
около 9652 |
Вес системы в боевом положении, кг |
58 970 |
Скорострельность, выстр./мин |
1 выстрел в 2—3 минуты |
Время перехода их походного положения в боевое, час |
24 |
Боеприпасы и баллистика [Табл.28]
В 1916-1917 гг. из Англии было получено 5900 12-дм снарядов. Заряжание картузное. [Табл.29]
Так в тексте - в таблицах 28 и 29 разные веса снарядов. прим. ВВС
Таблица 28 |
||||
Снаряды |
||||
Тип снаряда |
Вес снаряда, кг |
Длина, мм/клб |
Вес ВВ, кг |
Взрыватель |
Стальной фугасный (Ф-724К) |
334 |
3,82 |
55,1 кг тротила |
Ударная трубка «ДА №71», а затем УГТ-2 или РГ-6 |
Таблица 29 |
||||
Таблицы стрельбы снарядом весом 344 кг |
||||
Вес заряда, кг |
12,25 |
9,07 |
6,63 |
5,44 |
Начальная скорость, м/с |
363 |
299 |
253 |
226 |
Дальность, м |
10 330 |
— |
— |
— |
305-ММ ГАУБИЦА ОБР. 1915 г.
История создания гаубицы
Первоначально 305-мм гаубица разрабатывалась для Морского ведомства в качестве орудия береговой обороны. Обуховскому заводу было заказано восемь таких гаубиц. ОСЗ изготавливал только тела гаубиц, а лафеты — Петроградский Металлический завод. К июлю 1915 года две морские 305—мм гаубицы уже испытывались на Морском полигоне, а остальные подгонялись на Металлическом заводе. 305-мм морские гаубицы имели щит и по проекту должны были устанавливаться на бетонное основание, обеспечивающее круговой обстрел.
В том же 1915 году четыре гаубицы были уступлены Морским ведомством ГАУ. Судьбу четырех оставшихся морских гаубиц в 1916-1922 годах автору установить не удалось, но к 1922 году они были в Батуме, где их собирались установить на береговые батареи на деревянном основании. В начале 30-х годов эти гаубицы направили на Дальний Восток, где их разместили на береговой батарее №911. На 1.01.1941 г. в составе ВМФ было четыре 305-мм гаубицы обр. 1915 г. Все они входили в состав Тихоокеанского флота и не учитывались в статистике ГАУ РККА.
305-мм гаубица обр. 1915 г. в цехе Металлического завода