Выводы комиссии по результатам испытаний:
203-мм гаубица У-3 полигонно-войсковых испытаний не выдержала, основные недостатки системы:
1) Неудовлетворительная работа тормоза отката при угле возвышения +45°. Откат удлиненный 1340 мм вместо 880±40 мм по расчетным данным. В результате возможен удар казенной части о грунт.
2) Недостаточная прочность подъемного механизма.
Тем не менее, комиссия отметила:
1) У-3 по конструкции проще гаубицы БЛ-39 и представлена на испытания в значительно более доработанном виде.
2) У-3 по огневым и тактическим характеристикам имеет преимущество перед БЛ-39.
Комиссия рекомендовала доработать У-3. Тем не менее, на вооружение У-3 не поступила.
Баллистические данные У-3
Для гаубицы У-3 использовались все штатные снаряды от Б-4.
Заряжание гаубицы картузное. Гаубицы имела три заряда. [Табл.50]
Таблица 50 |
|||
Вес снаряда, кг |
100 |
100 |
100 |
Тип заряда |
Полный |
№1 |
№2 |
Вес заряда, кг |
8,14 |
— |
— |
Начальная скорость, м/с |
450 |
360 |
270 |
Дальность, м |
13215 |
- |
4200 |
Давление в канале, кг/см2 |
2300 |
— |
700 |
203-ММ КОРПУСНАЯ ГАУБИЦА БЛ-39
История создания гаубицы
В апреле 1939 года ОТБ НКВД* в инициативном порядке приступило к разработке проекта 203-мм корпусной гаубицы по тактико-техническим данным АУ, утвержденным 2.02.1938 г.
В июне 1939 года АУ рассмотрело проект 203-мм корпусной гаубицы БЛ-39 (БЛ - индекс ОТБ, предположительно «Берия Лаврентий»). АУ признало проект в целом удовлетворительным, но сделало ряд замечаний. В частности, предлагалось оставить 100-кг снаряд, а 80-кг дальнобойный взять тот же, что и у Б-4. Затвор, открывающийся вверх, имел сложный привод запирающего механизма и сложный уравновешивающий механизм, поэтому АУ предложило поставить затвор от Б-4 без изменений.
10 февраля 1940 года ГАУ заключило договор с заводом № 172 на изготовление одного опытного экземпляра гаубицы БЛ-39. 10 мая 1940 года начальник ОТБ обратился в ГАУ с просьбой изготовить не одну, а две опытные гаубицы БЛ-39, ГАУ дало согласие. Оба ствола для гаубицы БЛ-39 были изготовлены на заводе № 221 «Баррикады» и доставлены 7.08.1940 г. на завод № 172.
Таблица 51 |
||
Номер образца |
Первый |
Второй |
Верхний станок |
литой |
клепанный |
Станины |
упроченные |
облегченные |
Колеса |
ЯГАЗ-6 |
ЯТБ-4 (троллейбусного типа} |
Вес системы в боевом положении, т |
8,5 |
8,25 |
Опытные образцы БЛ-39, изготовленные заводом № 172, имели ряд отличий: [Табл.51]
Кроме того, образцы имели разные рессоры, разное крепление станин по походному и разные передки.
Заводские испытания возкой первого образца БЛ-39 были начаты 15 октября 1940 года, а стрельбой — 4 ноября. На следующий день на 16-м выстреле при стрельбе под углом 72,5° после выстрела ствол упал до угла +16° и вышел из строя подъемный механизм. Система была снята с испытаний.
В 1940 году до войсковых испытаний БЛ-39 дело не дошло. Так как ствол БЛ-39 имел ту же крутизну нарезки, что М-40 и У-3, то в декабре 1940 года маршал Кулик приказал войсковые испытания БЛ-39 не проводить, а изготовить для нее три свободные трубы с крутизной нарезки 25, 30 и 35 клб. Их предполагалось изготовить к 15.01.1941 года. Судя по всему до апреля 1942 года новых испытаний БЛ-39 провести не удалось, а в апреле 1942 года система поступила на Гороховецкий полигон. С 5 мая по 15 июня 1942 года там были проведены сравнительные полигонно-войсковые испытания 203-мм корпусных гаубиц БЛ-39 и У-3. Из БЛ-39 было сделано 395 выстрелов. Возка велась за трактором «Ворошиловец» со скоростью 20—40 км/час.
Выводы комиссии по результатам испытаний:
203-мм гаубица БЛ-39 полигонно-войсковых испытаний не выдержала. Основные недостатки системы:
1) Гаубица слишком тяжела для корпусной артиллерии.
2) Сложность конструкции ходовых частей и недостаточная проходимость системы.
3) Неудовлетворительная конструкция ходовой части.
4) Неудовлетворительная конструкция тормоза отката, который в процессе испытаний вышел из строя.
5) Недостаточная прочность деталей подъемного механизма.
По мнению комиссии доработка БЛ-39 была нецелесообразна.
Баллистические данные БЛ-39
Для гаубиц БЛ-39 использовались все штатные снаряды от гаубицы Б-4. [Табл.52, 53]
Таблица 52 |
|||
Вес снаряда, кг | Начальная скорость, м/с | Дальность, м | Давление в канапе кг/см2 |
100 | 475 | 14 000 | 2253 |
146 | 355 | 10 500 | - |
Таблица 53 |
|||
Данные корпусных гаубиц |
|||
Тип гаубицы |
У-3 |
М-40 |
БЛ-39 |
Калибр, мм |
203,4 |
203,4 |
203,4 |
Длина ствола без дульного тормоза, мм/клб |
3440/17 |
3700/18,5 |
-/18,4 |
Тип ствола |
Лейнер |
Свободная труба |
Свободная труба |
Крутизна нарезов, клб |
20/25* |
20 |
26 |
Число нарезов |
64 |
64 |
64 |
Угол ВН |
0°, +75° |
-1°;+75° |
0°;+75° |
Угол ГН |
48° |
50° |
50° |
Длина отката, мм: длинного от 0° до +12° |
1300—1400 |
1450 |
1250 (постоянный) |
переменного |
1300—960 |
1450—935 |
- |
короткого |
900—960 |
935 |
- |
Высота линии огня, мм |
1415/1680 |
1550 |
1431 |
Габариты системы в боевом положении, мм |
|||
Длина при раздвинутых станинах при угле 0° |
6430 |
6550 |
7310 |
Ширина |
4800 |
5130 |
- |
Высота при угле 0° |
1895/2095 |
2290 |
_- |
Высота при максимальном угле возвышения |
4145/4345 |
4670 |
- |
Габариты системы в походном положении, мм |
|||
Длина |
6450 |
6890 |
— |
Ширина по оси хода |
2450 |
2515 |
2452 |
Высота |
2365 |
2000 |
- |
Вес системы, кг: в боевом положении |
9645 |
9019 |
8250 |
в походном положении |
10240 |
9610 |
9250 |
Скорострельность, выстр./мин |
1 выстрел в 1,5—2 мин. |
1 выстрел в 2,6—3,8 мин. |
- |
Скорость возки трактором, км/час: «Коммунар» |
10—12 |
11 |
40 (расчетн) |
«Коминтерн» |
- |
18 |
- |
«Ворошиловец» |
25—28 |
22 |
- |
Время перехода из походного положения в боевое, мин. |
16—30 |
15—20 |
- |
Расчет, чел. |
8 |
7 |
- |
Примечание: * — на первом опытном стволе 20 клб, позже стало 25 клб
* ОТБ — особое техническое бюро, в последствии ОКБ-172.