Предыдущая Оглавление Следующая

Выводы комиссии по результатам испытаний:

203-мм гаубица У-3 полигонно-войсковых испытаний не выдержала, основные недостатки системы:
1)  Неудовлетворительная работа тормоза отката при угле возвышения +45°. Откат удлиненный 1340 мм вместо 880±40 мм по расчетным данным. В результате возможен удар казенной части о грунт.
2)  Недостаточная прочность подъемного механизма.

Тем не менее, комиссия отметила:
1) У-3 по конструкции проще гаубицы БЛ-39 и представлена на испытания в значительно более доработанном виде.
2) У-3 по огневым и тактическим характеристикам имеет преимущество перед БЛ-39.

Комиссия рекомендовала доработать У-3. Тем не менее, на вооружение У-3 не поступила.

Баллистические данные У-3

Для гаубицы У-3 использовались все штатные снаряды от Б-4.

Заряжание гаубицы картузное. Гаубицы имела три заряда. [Табл.50]

Таблица 50

Вес снаряда, кг

100

100

100

Тип заряда

Полный

№1

№2

Вес заряда, кг

8,14

Начальная скорость, м/с

450

360

270

Дальность, м

13215

-

4200

Давление в канале, кг/см2

2300

700

203-ММ КОРПУСНАЯ ГАУБИЦА БЛ-39

История создания гаубицы

В апреле 1939 года ОТБ НКВД* в инициативном порядке приступило к разработке проекта 203-мм корпусной гаубицы по тактико-техническим данным АУ, утвержденным 2.02.1938 г.

В июне 1939 года АУ рассмотрело проект 203-мм корпусной гаубицы БЛ-39 (БЛ - индекс ОТБ, предположительно «Берия Лаврентий»). АУ признало проект в целом удовлетворительным, но сделало ряд замечаний. В частности, предлагалось оставить 100-кг снаряд, а 80-кг дальнобойный взять тот же, что и у Б-4. Затвор, открывающийся вверх, имел сложный привод запирающего механизма и сложный уравновешивающий механизм, поэтому АУ предложило поставить затвор от Б-4 без изменений.

10 февраля 1940 года ГАУ заключило договор с заводом № 172 на изготовление одного опытного экземпляра гаубицы БЛ-39. 10 мая 1940 года начальник ОТБ обратился в ГАУ с просьбой изготовить не одну, а две опытные гаубицы БЛ-39, ГАУ дало согласие. Оба ствола для гаубицы БЛ-39 были изготовлены на заводе № 221 «Баррикады» и доставлены 7.08.1940 г. на завод № 172.

Таблица 51

Номер образца

Первый

Второй

Верхний станок

литой

клепанный

Станины

упроченные

облегченные

Колеса

ЯГАЗ-6

ЯТБ-4 (троллейбусного типа}

Вес системы в боевом положении, т

8,5

8,25

Опытные образцы БЛ-39, изготовленные заводом № 172, имели ряд отличий: [Табл.51]

Кроме того, образцы имели разные рессоры, разное крепление станин по походному и разные передки.

Заводские испытания возкой первого образца БЛ-39 были начаты 15 октября 1940 года, а стрельбой — 4 ноября. На следующий день на 16-м выстреле при стрельбе под углом 72,5° после выстрела ствол упал до угла +16° и вышел из строя подъемный механизм. Система была снята с испытаний.

В 1940 году до войсковых испытаний БЛ-39 дело не дошло. Так как ствол БЛ-39 имел ту же крутизну нарезки, что М-40 и У-3, то в декабре 1940 года маршал Кулик приказал войсковые испытания БЛ-39 не проводить, а изготовить для нее три свободные трубы с крутизной нарезки 25, 30 и 35 клб. Их предполагалось изготовить к 15.01.1941 года. Судя по всему до апреля 1942 года новых испытаний БЛ-39 провести не удалось, а в апреле 1942 года система поступила на Гороховецкий полигон. С 5 мая по 15 июня 1942 года там были проведены сравнительные полигонно-войсковые испытания 203-мм корпусных гаубиц БЛ-39 и У-3. Из БЛ-39 было сделано 395 выстрелов. Возка велась за трактором «Ворошиловец» со скоростью 20—40 км/час.

Выводы комиссии по результатам испытаний:

203-мм гаубица БЛ-39 полигонно-войсковых испытаний не выдержала. Основные недостатки системы:
1) Гаубица слишком тяжела для корпусной артиллерии.
2) Сложность конструкции ходовых частей и недостаточная проходимость системы.
3) Неудовлетворительная конструкция ходовой части.
4) Неудовлетворительная конструкция тормоза отката, который в процессе испытаний вышел из строя.
5) Недостаточная прочность деталей подъемного механизма.

По мнению комиссии доработка БЛ-39 была нецелесообразна.

Баллистические данные БЛ-39

Для гаубиц БЛ-39 использовались все штатные снаряды от гаубицы Б-4. [Табл.52, 53]

Таблица 52

Вес снаряда, кг Начальная скорость, м/с Дальность, м Давление в канапе кг/см2
100 475 14 000 2253
146 355 10 500 -

 

Таблица 53

Данные корпусных гаубиц

Тип гаубицы

У-3

М-40

БЛ-39

Калибр, мм

203,4

203,4

203,4

Длина ствола без дульного тормоза, мм/клб

3440/17

3700/18,5

-/18,4

Тип ствола

Лейнер

Свободная труба

Свободная труба

Крутизна нарезов, клб

20/25*

20

26

Число нарезов

64

64

64

Угол ВН

0°, +75°

-1°;+75°

0°;+75°

Угол ГН

48°

50°

50°

Длина отката, мм: длинного от 0° до +12°

1300—1400

1450

1250 (постоянный)

переменного

1300—960

1450—935

-

короткого

900—960

935

-

Высота линии огня, мм

1415/1680

1550

1431

Габариты системы в боевом положении, мм

Длина при раздвинутых станинах при угле 0°

6430

6550

7310

Ширина

4800

5130

-

Высота при угле 0°

1895/2095

2290

_-

Высота при максимальном угле возвышения

4145/4345

4670

-

Габариты системы в походном положении, мм

Длина

6450

6890

Ширина по оси хода

2450

2515

2452

Высота

2365

2000

-

Вес системы, кг: в боевом положении

9645

9019

8250

в походном положении

10240

9610

9250

Скорострельность, выстр./мин

1 выстрел в 1,5—2 мин.

1 выстрел в 2,6—3,8 мин.

-

Скорость возки трактором, км/час: «Коммунар»

10—12

11 

40 (расчетн)

«Коминтерн»

-

18

-

«Ворошиловец»

25—28

22

-

Время перехода из походного положения в боевое, мин.

16—30

15—20

-

Расчет, чел.

8

7

-

Примечание: * — на первом опытном стволе 20 клб, позже стало 25 клб

Предыдущая Оглавление Следующая


* ОТБ особое техническое бюро, в последствии ОКБ-172.