
152-мм подкалиберный снаряд к пушке Бр-2
В 1937 году завод «Баррикады» изготовил малую серию Бр-2 из семи единиц вместо 30 по плану. Пушки Бр-2 выпуска 1937 года комплектовались орудийной повозкой Бр-6, пушки Б-30 - повозкой Б-29, а первый опытный образец Бр-2 вообще не имел орудийной повозки. Испытания малой серии Бр-2 показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью 880 м/с живучесть стволов составляла около 100 выстрелов (97—104). Пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, поэтому срочно начали поиски путей повышения живучести. Наиболее эффективными были признаны два способа, разработанные в АНИМИ — удлинение ствола пушки и углубление нарезки.
|
Таблица 57 |
||
|
Данные стволов |
Штатного (обр.1935 г.) |
Нового |
|
Длина свободной трубы, мм |
7000 |
8230 |
|
Крутизна нарезов, клб |
25 |
25 |
|
Число нарезов |
48 |
48 |
|
Глубина нареза, мм |
1,5 |
1.5 |
|
Ширина нареза, мм |
6,974 |
6,974 |
|
Ширина поля, мм |
3,0 |
3,0 |
|
Вес снаряда, кг |
49 |
49 |
|
Начальная скорость, м/с |
880 |
885 |
|
Максимальное давление в стволе, кг/см2 |
2840 |
2775 |
|
Давление у дула, кг/см2 |
1260 |
800 |
152-ММ ПУШКА БР-2 СО СТВОЛОМ В 55 КЛБ
Как уже говорилось, для повышения живучести пушки Бр-2 к ней был спроектирован новый более длинный ствол. Чтобы избежать смещения центра тяжести ствола, наружной диаметр дульной части был уменьшен с 245 мм до 200 мм. Таким образом, центр тяжести сместился, а общий вес ствола увеличился всего на 150 кг. Затвор остался тот же. Ствол был наложен на лафет Б-4 с уравновешивающим механизмам для Бр-2. Возка ствола производилась на ствольной повозке Бр-6.
Завод «Баррикады» изготовил один ствол в 55 клб и провел его заводские испытания в объеме 14 выстрелов. 4 июля 1938 года этот ствол был отправлен на НИАП для проведения полигонных испытаний. [Табл. 57]
152-ММ ПУШКА БР-2 С ГЛУБОКОЙ НАРЕЗКОЙ
В июле-августе 1938 года на НИАПе испытывался ствол Бр-2 с углубленной нарезкой (с 1,5 мм до 3,1 мм) и уменьшенной каморой. Пушка стреляла снарядом, у которого вместо двух был один ведущий поясок. По результатам испытаний АУ объявило, что живучесть пушки Бр-2 увеличилась в 5 раз. К подобному заявлению надо относиться осторожно, так как имело место явное мошенничество, критерий живучести пушки — падение начальной скорости — был тихо увеличен с 4% до 10%. Так или иначе, но 21 декабря 1938 года вышло постановление АУ «Утвердить для валового производства 152-мм пушку Бр-2 с углубленной нарезкой», а опыты со стволом Бр-2 в 55 клб. решено было прекратить.
В 1938 году серийные пушки Бр-2 не сдавались. В 1939 году было сдано четыре пушки (по плану 26), а в 1940 году — 23 пушки (по плану 30), в 1941 году не было сдано ни одной пушки. Таким образом, в 1939-1940 гг. было сдано 27 пушек Бр-2 с глубокой нарезкой, в 1937 году — семь пушек Бр-2 с мелкой нарезкой. Кроме того, до 1.01.1937 г. было сдано промышленностью 16 152-мм пушек обр. 1935 г. (среди них, видимо, были Бр-2 и Б-30). По штату от 19.02.1941 г. в составе тяжелого пушечного полка РВГК состояло 152-мм пушек Бр-2 — 24, тракторов — 104, автомобилей — 287 и 2598 человек личного состава. В полк входили четыре дивизиона трехбатарейного состав. В каждой батарее состояло две пушки Бр-2. Всего в АРГК к 22.06.1941 г. с учетом мобилизационного развертывания состоял один пушечный полк (24 пушки Бр-2) и две отдельные тяжелые пушечные батареи (в каждой по две пушки Бр-2). Итого 28 пушек. Всего же в РККА 22.06.1941 г. имелось 37 пушек Бр-2, из которых две требовали капитального ремонта. Тут учтены пушки полигонов и др. Кроме того, можно предположить, что пушки с мелкой нарезкой с вооружения не снимались, но и в части не выдавались.
К 1 мая 1945 года число 152-мм пушек Бр-2 в частях РВГК осталось прежним (28). После 1941 года пушки Бр-2, Б-30 и Бр-19 серийно не производились.
152-ММ ПУШКА БР-19
10 марта 1939 года на совещании в АУ было решено: «Учитывая отсутствие в Б-30 уравновешивающего механизма, что облегчает ее производство и эксплуатацию, считать необходимым форсировать изготовление опытного образца и провести следующие работы по доделке системы Б-30:
а) внутреннее устройство трубы взять от Бр-2 (с углубленной нарезкой);
б) утолстить кожух между крестовинами с целью получения запаса прочности в этом сечении в 1,3 раза и, соответственно, уравновесить качающуюся часть за счет среза дульной части кожуха;
в) затвор взять от Бр-2, в связи с чем выбросить спусковой механизм системы Б-30;
г) изменить конфигурацию сечения Б-30 с целью обеспечения постановки на нем нового затвора к установкам на повозке Бр-10 ствола.
Новому образцу пушки присвоить заводской индекс Бр-19».
Заказ на изготовление опытного ствола Бр-19 был дан заводу «Баррикады». Завод закончил ствол Бр-19 25.05.1939 г., а 5.06.1939 г. его доставили на АНИОП. Ствол был установлен на лафете Б-30, находившемся на АНИОПе.
С 25 ноября по 30 декабря 1939 года пушки Бр-2 (с углубленной нарезкой) и Бр-19 прошли войсковые испытания в Саратовской области в 110-м артполку. На войсковых испытаниях опытный образец Бр-19 имел ствольную повозку Бр-10. По результатам этих испытаний комиссия сделала заключение: «Бр-19 имеет ряд преимуществ перед Бр-2 и, при условии уменьшения усилия на механизм маховика при приведении орудия на угол заряжания, рекомендуется к принятию на вооружение».
29 декабря 1939 года на заводе «Баррикады» было принято решение немедленно приступить к разработке чертежей валового производства Бр-19. Срок сдачи чертежей — 1 апреля 1940 года. Летом 1940 года опытный образец Бр-19 вновь испытывался на НИАПе. При весе снаряда 49,1 кг была получена начальная скорость 880 м/с и дальность 25334 м при угле +45°. Кучность находилась в «пределах технических условий». Однако по непонятным причинам валовое производство Бр-19 начато не было.
Опыты по стрельбе из 152-мм пушки Бр-2 подкалиберными снарядами
Согласно постановлению СТО № С-142сс от 10.11.1935 г. заводу «Баррикады» было поручено разработать рабочие чертежи и изготовить опытный лейнер 152/100-мм (калибр ствола/калибр подкалиберного снаряда) к пушке Б—10 по проекту НКО для стрельбы подкалиберными снарядами типа ЦЕА (срок — декабрь 1936 года). Окончательный проект был получен заводом только в августе 1936 года. По этому проекту калибр был изменен на 162/100-мм вместо 152/ 100-мм. Согласно расчету при нормальном заряде начальная скорость составит 1365 м/с и давление в канале ствола — 3200 кг/см2. Крутизна нарезов постоянная в 14 клб, глубина нарезов 31 мм.
Любопытно, что завод «Баррикады» делал один 162/100-мм лейнер, но назначение его три раза менялось. Первоначально он был предназначен для Б-10, в конце 1937 года — начале 1938 года — для Б-30 и окончательно — для Бр-2. Сам же лейнер стал именоваться свободной трубой.