Предыдущая Оглавление Следующая

FAHSP032.jpg

152-мм подкалиберный снаряд к пушке Бр-2

В 1937 году завод «Баррикады» изготовил малую серию Бр-2 из семи единиц вместо 30 по плану. Пушки Бр-2 выпуска 1937 года комплектовались орудийной повозкой Бр-6, пушки Б-30 - повозкой Б-29, а первый опытный образец Бр-2 вообще не имел орудийной повозки. Испытания малой серии Бр-2 показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью 880 м/с живучесть стволов составляла около 100 выстрелов (97—104). Пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, поэтому срочно начали поиски путей повышения живучести. Наиболее эффективными были признаны два способа, разработанные в АНИМИ — удлинение ствола пушки и углубление нарезки.

Таблица 57

Данные стволов

Штатного (обр.1935 г.)

Нового

Длина свободной трубы, мм

7000

8230

Крутизна нарезов, клб

25

25

Число нарезов

48

48

Глубина нареза, мм

1,5

1.5

Ширина нареза, мм

6,974

6,974

Ширина поля, мм

3,0

3,0

Вес снаряда, кг

49

49

Начальная скорость, м/с

880

885

Максимальное давление в стволе, кг/см2

2840

2775

Давление у дула, кг/см2

1260

800

152-ММ ПУШКА БР-2 СО СТВОЛОМ В 55 КЛБ

Как уже говорилось, для повышения живучести пушки Бр-2 к ней был спроектирован новый более длинный ствол. Чтобы избежать смещения центра тяжести ствола, наружной диаметр дульной части был уменьшен с 245 мм до 200 мм. Таким образом, центр тяжести сместился, а общий вес ствола увеличился всего на 150 кг. Затвор остался тот же. Ствол был наложен на лафет Б-4 с уравновешивающим механизмам для Бр-2. Возка ствола производилась на ствольной повозке Бр-6.

Завод «Баррикады» изготовил один ствол в 55 клб и провел его заводские испытания в объеме 14 выстрелов. 4 июля 1938 года этот ствол был отправлен на НИАП для проведения полигонных испытаний. [Табл. 57]

152-ММ ПУШКА БР-2 С ГЛУБОКОЙ НАРЕЗКОЙ

В июле-августе 1938 года на НИАПе испытывался ствол Бр-2 с углубленной нарезкой (с 1,5 мм до 3,1 мм) и уменьшенной каморой. Пушка стреляла снарядом, у которого вместо двух был один ведущий поясок. По результатам испытаний АУ объявило, что живучесть пушки Бр-2 увеличилась в 5 раз. К подобному заявлению надо относиться осторожно, так как имело место явное мошенничество, критерий живучести пушки — падение начальной скорости — был тихо увеличен с 4% до 10%. Так или иначе, но 21 декабря 1938 года вышло постановление АУ «Утвердить для валового производства 152-мм пушку Бр-2 с углубленной нарезкой», а опыты со стволом Бр-2 в 55 клб. решено было прекратить.

В 1938 году серийные пушки Бр-2 не сдавались. В 1939 году было сдано четыре пушки (по плану 26), а в 1940 году — 23 пушки (по плану 30), в 1941 году не было сдано ни одной пушки. Таким образом, в 1939-1940 гг. было сдано 27 пушек Бр-2 с глубокой нарезкой, в 1937 году — семь пушек Бр-2 с мелкой нарезкой. Кроме того, до 1.01.1937 г. было сдано промышленностью 16 152-мм пушек обр. 1935 г. (среди них, видимо, были Бр-2 и Б-30).  По штату от 19.02.1941 г. в составе тяжелого пушечного полка РВГК состояло 152-мм пушек Бр-2 — 24, тракторов — 104, автомобилей — 287 и 2598 человек личного состава. В полк входили четыре дивизиона трехбатарейного состав. В каждой батарее состояло две пушки Бр-2. Всего в АРГК к 22.06.1941 г. с учетом мобилизационного развертывания состоял один пушечный полк (24 пушки Бр-2) и две отдельные тяжелые пушечные батареи (в каждой по две пушки Бр-2). Итого 28 пушек. Всего же в РККА 22.06.1941 г. имелось 37 пушек Бр-2, из которых две требовали капитального ремонта. Тут учтены пушки полигонов и др. Кроме того, можно предположить, что пушки с мелкой нарезкой с вооружения не снимались, но и в части не выдавались.

К 1 мая 1945 года число 152-мм пушек Бр-2 в частях РВГК осталось прежним (28). После 1941 года пушки Бр-2, Б-30 и Бр-19 серийно не производились.

152-ММ ПУШКА БР-19

10 марта 1939 года на совещании в АУ было решено: «Учитывая отсутствие в Б-30 уравновешивающего механизма, что облегчает ее производство и эксплуатацию, считать необходимым форсировать изготовление опытного образца и провести следующие работы по доделке системы Б-30:
а)  внутреннее устройство трубы взять от Бр-2 (с углубленной нарезкой);
б)  утолстить кожух между крестовинами с целью получения запаса прочности в этом сечении в 1,3 раза и, соответственно, уравновесить качающуюся часть за счет среза дульной части кожуха;
в) затвор взять от Бр-2, в связи с чем выбросить спусковой механизм системы Б-30;
г) изменить конфигурацию сечения Б-30 с целью обеспечения постановки на нем нового затвора к установкам на повозке Бр-10 ствола.

Новому образцу пушки присвоить заводской индекс Бр-19».

Заказ на изготовление опытного ствола Бр-19 был дан заводу «Баррикады». Завод закончил ствол Бр-19 25.05.1939 г., а 5.06.1939 г. его доставили на АНИОП. Ствол был установлен на лафете Б-30, находившемся на АНИОПе.

С 25 ноября по 30 декабря 1939 года пушки Бр-2 (с углубленной нарезкой) и Бр-19 прошли войсковые испытания в Саратовской области в 110-м артполку. На войсковых испытаниях опытный образец Бр-19 имел ствольную повозку Бр-10. По результатам этих испытаний комиссия сделала заключение: «Бр-19 имеет ряд преимуществ перед Бр-2 и, при условии уменьшения усилия на механизм маховика при приведении орудия на угол заряжания, рекомендуется к принятию на вооружение».

29 декабря 1939 года на заводе «Баррикады» было принято решение немедленно приступить к разработке чертежей валового производства Бр-19. Срок сдачи чертежей — 1 апреля 1940 года. Летом 1940 года опытный образец Бр-19 вновь испытывался на НИАПе. При весе снаряда 49,1 кг была получена начальная скорость 880 м/с и дальность 25334 м при угле +45°. Кучность находилась в «пределах технических условий». Однако по непонятным причинам валовое производство Бр-19 начато не было.

Опыты по стрельбе из 152-мм пушки Бр-2 подкалиберными снарядами

Согласно постановлению СТО № С-142сс от 10.11.1935 г. заводу «Баррикады» было поручено разработать рабочие чертежи и изготовить опытный лейнер 152/100-мм (калибр ствола/калибр подкалиберного снаряда) к пушке Б—10 по проекту НКО для стрельбы подкалиберными снарядами типа ЦЕА (срок — декабрь 1936 года). Окончательный проект был получен заводом только в августе 1936 года. По этому проекту калибр был изменен на 162/100-мм вместо 152/ 100-мм. Согласно расчету при нормальном заряде начальная скорость составит 1365 м/с и давление в канале ствола — 3200 кг/см2. Крутизна нарезов постоянная в 14 клб, глубина нарезов 31 мм.

Любопытно, что завод «Баррикады» делал один 162/100-мм лейнер, но назначение его три раза менялось. Первоначально он был предназначен для Б-10, в конце 1937 года — начале 1938 года — для Б-30 и окончательно — для Бр-2. Сам же лейнер стал именоваться свободной трубой.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz