Таблица 112 |
|||||
Таблица стрельбы 180-мм пушки С-23 |
|||||
Индекс снаряда |
Заряд |
Вес заряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Дальность, м |
Давление в канале, кг/см2 |
Ф-572 |
Полный |
29,7 |
860 |
30390 |
3200 |
№ 1 |
28,37 |
828 |
28400 |
||
№2 |
25,35 |
741 |
23800 (так в тексте, прим. ВВС) |
||
№3 |
22,33 |
662 |
24000 (так в тексте, прим. ВВС) |
||
Г-575 |
№ 1 |
28,37 |
805 |
27380 |
|
№ 2 |
25,35 |
726 |
23400 |
||
№ 3 |
22,33 |
650 |
20000 |
||
ОФ23 |
Специальный |
30,35 |
около 43800 |
Боеприпасы и баллистика
[Таблица 111, 112].
БОЛЬШОЙ ДУПЛЕКС НИИ-58 (С-72 И С-73)
История создания дуплекса
Большой дуплекс* в составе 210-мм пушки и 305-мм гаубицы на едином лафете начал разрабатываться ЦНИИ-58 под руководством В.Г.Грабина еще в 1946 году под индексами Г-18-110 и Г-18-110Г.
В начале 1949 года 210-мм буксируемая пушка получила индекс С-72, а повозка к ней — С-74. А 305-мм буксируемая гаубица получила индекс С-73, а повозка к ней — С-75. Для дуплекса был предусмотрен единый лафет Г-0914.
Опытный образец 305-мм гаубицы С-73 имел «классический» лафет с двумя станинами, щитом и одной боевой осью. В боевом положении система опиралась на опорную плиту. Ствол имел дульный тормоз, подобный тормозу пушки С-23.
Заказ на изготовление опытных образцов 210-мм пушки С-72 и 305-мм гаубицы С-73 был дан заводу «Баррикады». В 1954 году один опытный образец С-72 и один опытный образец С-73 прошли заводские испытания, затем обе системы были возвращены на «Баррикады». 24 ноября 1955 г. обе системы были вновь отправлены на полигон — С-72 для проведения заводских испытаний, а С-73 на государственные испытания.
210-мм пушка С-72 испытывалась фугасными снарядами весом 133 кг, снаряженными 16,8 кг взрывчатого вещества и бетонобойными снарядами весом 154 кг. Кроме того, разрабатывался 210-мм активно-реактивный снаряд чертежа 5735.
В мае 1954 г. НИИ-58 был закончен технический проект наложения 280-мм пушки С-90 на лафет большого дуплекса (то есть С-72 и С-73). Пушка С-90 должна была стрелять фугасным снарядом весом 246 кг на дальность 32 км. Вес пушки с лафетом в боевом положении — около 62 тонн. Заводу «Баррикады» был дан заказ изготовить ствол 280-мм пушки С-90 и наложить его на лафет «большого дуплекса» к 1 июня 1955 г.
Из-за позиции руководства во главе с Хрущевым ни одна система (С-72, С-73 и С-90) на вооружение не поступила. Кроме того, в ЦНИИ-58 в 1954— 1955 гг. был разработан «Большой триплекс» — 210-мм пушка С-110А; 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г. Данными о дальнейшей судьбе проекта автор не располагает.
406-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА СМ-54 (2А3)
В 1954 году началось проектирование нарезной 406-мм самоходной пушки для стрельбы ядерными боеприпасами. Артиллерийскую часть проектировало ЦКБ-34 и присвоило ей свой индекс СМ-54. В 1955 году завод № 221 изготовил 406-мм баллистический ствол СМ-Э124, на котором была проведена отработка выстрелов к СМ-54. 3 августа 1954 г. на заводе № 221 была сдана первая артиллерийская часть пушки СМ-54.
406-мм пушка СМ-54
Разработка шасси самоходной установки велась в КБ Кировского завода в Ленинграде. Это шасси получило название «Объект 271». Для об. 271 была разработана новая восьмикатковая ходовая часть с опускающимися ленивцами и гидроамортизаторами, частично поглощающими энергию отдачи. Тем не менее после выстрела установка на несколько метров откатывалась назад на гусеницах. Угол поворота был очень мал и имел электрический привод наведения. Подъемный механизм имел гидравлический привод. Моторно-силовая установка была заимствована от танка Т-10.
406-мм пушка СМ-54. Вид сзади
* Грабин в 1949 году работав и над «малым» дуплексом: 130-мм и 152-мм буксируемыми пушками (С-69 и С-69-1 соответственно)