Зато Германия в 1913 году провела модернизацию имевшегося у нее моторизованного зенитного артиллерийского парка, заменив прежние 52-60-сильные автомобильные двигатели новыми в 70 л. с. А фирма Рейнметалл в том же году разработала новое колесное шасси с 77-мм зенитной пушкой, в качестве буксировщика которого применялась «старая, проверенная» конная тяга.
Описание появления первых ростков противовоздушной обороны (ПВО) можно завершить упоминанием о довольно интересной артиллерийской конструкции французского инженера Депорта, принятой в 1911 году на вооружение итальянской армией. Депорт впервые попытался решить задачу создания сложного универсального полевого оружия, способного с успехом обстреливать как наземные, так и воздушные цели. Депорт снабдил свою конструкцию серьезным нововведением — лафетом с раздвижными станинами. Благодаря этому повышалась устойчивость, и 75-мм скорострельная пушка получала сектор горизонтального обстрела в 54° (±27°), для чего люлька с телом орудия, верхним компрессором противооткатного устройства и средним щитом вращалась на шкворне над осью колесного шасси между двумя боковыми щитами. В таком положении пушка могла отправлять 6,5-кг снаряды с начальной скоростью 510 м/сек на дальность 8500—8600 м. При необходимости ствол можно было задрать между разведенными станинами вверх (вертикальная наводка в пределах от -10° до +70-75°) и вести огонь по воздушному противнику. Однако пушка получилась весьма сложная (как, впрочем, и все другие конструкции универсальных полевых орудий подобного назначения) и большого распространения так и не получила.
Развивая принципы артиллерийского огня по воздушным целям, военные столкнулись и с необходимостью создания специальных, точно и быстро работающих дальномеров, приборов, измеряющих углы, образуемые направлением от наводчика на цель и горизонтом земли. Для упрощения последнего были разработаны соответствующие таблицы или простейшие приборы — графопостроители, на которых механически можно было получить искомые данные. Однако данные требовались весьма разнообразные, и поэтому считалось необходимым для эффективной стрельбы вести огонь побатарейно, несколькими орудиями с различной высотой прицелов и поправками.
При стрельбе из обычных полевых скорострельных орудий (их, собственно говоря, и намечалось использовать в качестве зенитных в случае ну уж крайней необходимости с соответствующими приспособлениями для возвышения лафета) считалось возможным вести огонь на высоту до 2000 м с визуальной корректировкой по обычным дымовым снарядам или разрывам шрапнельных зарядов. Но «крайнюю необходимость» могли вызвать лишь вражеские дирижабли. Во всех остальных случаях наиболее действенным средством борьбы с воздушным флотом считалось современное магазинное ручное оружие.
К началу боевых действий в 1914 году самыми многочисленными «силами ПВО» обладала Германия, хотя этих сил — зенитных артсистем — она имела даже меньше, чем 44 года назад к началу франко-прусской войны, всего 18 единиц. Но ее противники не располагали даже и этим и имели только 4 зенитные пушки в Италии и... одну во Франции. Впрочем, война еще только начиналась...
артиллерийский автомобиль обр. 1914 года
В период, предшествовавший первой мировой войне и вплоть до середины двадцатых годов, в немецкой армии господствовало мнение, что автомобили могут использоваться только на дорогах, а в полевых условиях предпочтительнее лошади. Определенный смысл в этом был — превосходные конструкции полноприводных автомобилей были слишком сложными, слишком дорогими и ненадежными, чтобы успешно использовать их в массовом порядке. Тем не менее уже в 1908 году фирмой Daimler Motor Gesselschaft был построен первый грузовик типа 4х4 с 52-сильным двигателем, 4-х ступенчатой коробкой передач и блокируемыми дифференциалами. Причиной его появления была необходимость обеспечить мобильность крупповской противоаэростатной 77-мм пушки, известной как ВАК (Ballonabwehrkanone). Таким пушкам предстояло быстро передвигаться по переднему краю, уничтожая наблюдательные аэростаты и дирижабли противника. Опыты продолжались и в 1910—1911 гг., а в 1913 г. появился более крупный и мощный (двигатель 70 л. с.) вариант. В 1914— 1915гт. этот автомобиль, принятый на вооружение как «Geschützwagen 14 7,7 ВАК» (артиллерийский автомобиль обр. 1914 г. с 7,7 противоаэростатной пушкой) выпускался серийно. Всего их было построено 57 штук. Параллельно автомобиль такого же типа разработала фирма Heinrich Ehrhard Automobile из г. Целла-Мэллис в Тюрингии. На автомобили «Эрхард» устанавливались как крупповские пушки, так и пушки фирмы Рейнметалл.
Полноприводный «Даймлер» был машиной специальной конструкции на мощной раме, с открытой кабиной и специальным кузовом, в передней части которого в доступных сбоку ящиках перевозился боезапас, а сзади на поворотной тумбе устанавливалась сама пушка. Верхняя часть бортов из толстых досок (как и на других подобных машинах) могла откидываться, увеличивая рабочую площадку орудийного расчета.
Автомобиль имел базу 3840 мм, общую длину 6275 мм и боевой вес 8 т. Впереди под капотом устанавливался 4-х цилиндровый двигатель «Даймлер М1464» рабочим объемом 9850 см3, развивавший мощность 80 л. с. (1200 об/мин). Коробка передач — 4-х ступенчатая, имелась раздаточная коробка. Подвеска — полуэллиптические рессоры, колеса — литые, с массивными резиновыми шинами. По хорошей дороге такой автомобиль развивал до 45 км/час. Расчет артиллерийского автомобиля составляли офицер и 9 солдат, включая водителя.
Артиллерийские автомобили обр. 1914 года в начальный период войны неплохо зарекомендовали себя как зенитные установки — как никак начальная скорость снаряда была 510 м/сек при весе 7,9 кг, угол подъема составлял 70°, а реальная скорострельность — 8 выстрелов в минуту. В 1916 году эти артиллерийские установки стали первыми в истории самоходными противотанковыми пушками, успешно применявшимися непосредственно на поле боя.
Учтя опыт их применения, фирмы Даймлер и Крупп создали и с 1918 г. начали производство более тяжелого и мощного шасси типа КД-1 с 100-сильным двигателем, на котором монтировалась новая 77-мм зенитная пушка «7,7 см Luftkanone», успешно применявшаяся в боях до конца войны.
Л. Суславичус