Во втором и третьем периодах войны переправочные средства получили дальнейшее развитие. Наряду с созданием новых (ТМП, ДЛП, ДСЛ, МСЛ и т. д.), некоторые переправочно-мостовые средства были модернизированы (Н-2-П, ДМП-42 и др.) (таблица 6, 7).
Опыт Великой Отечественной войны подтвердил высокую значимость инженерных войск в вопросе обеспечения преодоления боевыми подразделениями водных преград. Инженерные средства развивались в ходе всей войны в количественно-качественном отношении. Начиная с 1942 года особое внимание уделялось созданию тяжелых понтонных парков типа Н-2-П, ТМП для переброски танков и другой бронетехники на противоположный берег для поддержания высоких темпов наступления. В целом, к концу войны инженерные войска приобрели богатый опыт обеспечения преодоления стрелковыми, танковыми и механизированными частями и соединениями водных преград с использованием табельных и подручных переправочных средств.
ЛИТЕРАТУРА
1 — Ярославцев. Форсирование речных преград танковым соединением, дисс. на соиск. уч. зван, «доцента», М.: ВАММ РККА им. тов. Сталина, 1939, С. ПО.
2 — Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980, С. 83, 424, 721, 1093, 1170, 1449.
3 — Руководство по военно-инженерному делу для всех родов войск РККА. М.: Гос. военное изд., 1933, С. 11—25.
4 — Наставление по инженерному делу для всех родов войск РККА. (ИНЖ-35), М.: Отд. изд. Наркома обороны СССР, 1935. С. 47—75.
5 — Наставление по инженерному делу для пехоты. (Инж. П—43), М.: Воениздат, 1943. С. 181—227.
6 — Инженерные войска Советской Армии (основные этапы развития и боевого применения). Под ред. Н.И. Лямина. М.: ВИА, 1959. С. 63—64.
7 — Архив МО СССР. Ф.69, оп. 34677, д.9, л.158.
8 — там же, оп.28970, д.56, л. 134.
9 — Наставление для инженерных войск. Работы с понтонным парком Н-2-П. М.: Гос. Воениздат НКО СССР, 194О..246стр.
10 — Наставление для инженерных войск. Работы с понтонным парком Н-2-П образца 1941 г. (Н-2-П-41). М.: Воениздат НКО СССР, 1942. 192 стр.