Оглавление Следующая

Эти неизвестные "Е"

В. ШПАКОВСКИЙ, А. ШЕПС

Все тайное рано или поздно становится явным. Истина эта столь же стара, сколь и правдива. Даже самые секретные проекты рано или поздно рассекречиваются, и все тогда становится понятно, во всяком случае, если и не все, то многое. Самым непосредственным образом касается это и германских танков серии «Е». Это были экспериментальные модели (о чем говорит само их название «Е»), многие из которых существовали только на уровне прототипов или же деревянных макетов. Тем не менее, именно они, а не серийные боевые машины вермахта стали венцом германской технической мысли.

Учитывая опыт военных действий, Департамент вооружений вермахта привлек к разработке перспективных танков нового поколения такие фирмы как Адлер, Аргус, Ауто-Юнион, Везерсхюте и Клокнер-Гумбольд-Дейтц. Справедливо полагая, что тотальная война потребует и тотального оружия, фирмам дали заказ на максимально унифицированную систему бронетанкового вооружения, а не на один-два танка, как это бывало раньше.

Ger_E001.jpgGer_E002.jpg

Так должны были выглядеть перспективные немецкие танки Е-10 (слева) и Е-25 (справа)

Проектирование всей серии «Е» началось в 1942 г. и продолжалось вплоть до конца войны, хотя степень готовности машин этой серии и оказалась различной. Главным принципом конструирования был принцип унификации. Требовалось, по возможности, загрузить механизмами заднюю часть танка и облегчить переднюю, чтобы защитить её как можно более толстой броней и поставить мощную пушку. Двигатель также унифицировался, а увеличение его мощности от машины к машине достигалось простым увеличением количества цилиндров. Аналогичным образом решался и вопрос с шасси: для всех образцов серии «Е» колеса и гусеницы были одинаковыми, но количество колес зависело от веса танка. Чем тяжелее машина — тем больше колес, чем легче — тем меньше. Вместо труднозаменяемых в полевых условиях торсионов использовалась внешняя пружинная подвеска с гидроамортизаторами, что повышало ремонтопригодность машин и увеличивало объем боевого отделения. Ведущие колеса (по опыту СССР и союзников) устанавливались сзади, опорные катки в целях экономии обрезинки не имели. Такой подход позволил создать машины, которые отличались низким силуэтом, защитить их мощной броней и создать отличные условия для работы экипажа.

Вся серия включала шесть моделей: Е-5, 10, 25, 50, 75 и 100, причем цифровой индекс указывал на их вес.

Е-5 представлял собой легкий БТР, по типу английского «Универсала».

Е-10 разрабатывался для замены САУ «Хетцер» и при весе в 10 т, должен был иметь одинаковое с ней вооружение и 4-х катковое шасси.

Е-25 создавался фирмой Адлер в качестве замены для танка-истребителя Pz.IV/70. Машины имели аналогичное артиллерийское вооружение и маску пушки типа «свиная голова» и могли оснащаться 75-мм орудиями с длиной ствола 43 и 70 калибров, а в перспективе — 105-мм высокоавтоматизированным орудием, разрабатывавшегося Круппом. Для защиты с воздуха и самообороны Е-25 должны были также иметь 20-мм автоматическую пушку в башне на крыше корпуса, причем эта башня должна была использоваться и на перспективных БТР, также разрабатывавшихся в это же время.

Ger_E003.jpgGer_E004.jpgGer_E005.jpgGer_E006.jpg

Схема ходовой части танка Е-25

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz