The server may have failed or be under short-term maintenance.
If the error repeats continuously over a long period of time,
please inform us via the Contact Us form.

Сухопутные торпеды - 0002.htm

Предыдущая Оглавление Следующая

GrTrp002.jpg

«Электрический бронированный блокгауз» Габэ

Еще несколько неудач, и, наконец, — успех! 1 марта 1917 г. управляемый с самолета взрывающийся катер был направлен на мол занятого англичанами порта Ньепор. Взрыв разрушил 50 м мола и английский наблюдательный пункт.

28 октября 1917 г., наконец, удалась атака по английским кораблям в море: был подорван монитор, надолго вышедший из строя. Этим собственно и исчерпываются успехи взрывающихся катеров в первой мировой войне. Подобного рода оружие получило большое развитие во второй мировой войне. Но это уже тема другого рассказа. Вернемся на сушу.

К первым попыткам создать телеуправляемые боевые машины по-видимому можно отнести работы французских и немецких конструкторов во время первой мировой войны. Немец Флеттнер построил и успешно продемонстрировал четырехколесную машину, приводимую в движение электромотором. Она была названа «сухопутной торпедой». Электропитание, а также команды управления машиной передавались по кабелю. Машина предназначалась для резки колючей проволоки. Предусматривалась также установка на ней огнемета. Разумеется, что дальность действия «торпеды» определялась как длиной кабеля, так и пределом видимости оператора.

В июле 1915 г. французы Габэ и Обрио создали свою электрическую «торпеду» — трехколесную бронированную машину. Электропитание и команды передавались по кабелю, сматываемому с барабана по мере продвижения машины. Она должна была нести подрывной заряд весом 100-200 кг, и предназначалась для разрушения проволочных заграждений.

Чуть позднее Габэ построил «электрический бронированный блокгауз» опять же на трех колесах, но он имел экипаж из двух человек, обслуживающих 37-мм пушку или пулемет, установленные во вращающейся башне. Электропитание (но не команды управления) опять же подавалось по кабелю от независимого генератора. Если в последней модели Габэ поворот машины с помощью небольшого катка заднего расположения осуществлялся наверняка одним из членов экипажа, то в первой модели для поворота на машине необходимо было, помимо ходового мотора, установить электромоторчик для рулевой машинки. Таким образом «блокгауз» Габэ не был по существу телеуправляемой машиной, а всего, так сказать, «телепитаемой». А ведь на ней можно было установить бензиновый мотор, и сделать машину независимой. Неизвестно какими идеями руководствовался изобретатель. Может быть, его беспокоила опасность загорания или взрыва бензина при поражении машины. Тем самым вроде бы обеспечивалась выживаемость экипажа. Может быть, Габэ предвосхитил современную идею сочлененных машин, у которых силовая установка и боевое отделение размещены на отдельных шасси.

GrTrp003.jpg

«Крокодил» фирмы Шнейдер

Знаменитая фирма Шнейдер также внесла свой вклад в конструирование «электрических торпед». На этот раз это была уже машина с гусеничным движителем. В роли гусеницы применялась непрерывная резино-брезентовая лента с расположенными на ней прямоугольными брусками, несущими металлические щитки в качестве грунтозацепа. Машина получила название «Крокодил» и управлялась по кабелю длиной 200 м, сматывавшегося с барабана на машине.

Судя по всему, ведущими колесами была средняя пара, выполнявшая также роль опорных катков. При них были тормозные колодки. Следовательно, поворот машина осуществляла «по-танковому» — т. е. торможением одной из гусениц. Вторая пара опорных катков размещалась в задней части машины. Общая конструкция — рамная. Подрессоривания не предусматривалось. Судя по имевшимся двум сигнальным лампочкам, обращенным назад, «Крокодил» мог использоваться в темное время суток. Было изготовлено немало этих машин. Однако мы не нашли сведений об их дальнейшей судьбе. Во всяком случае, нет никаких данных, подтверждавших их боевое применение.

Снова к работам по телеуправляемым машинам во Франции обратились в конце 30-х годов. Но мы вернемся к этому несколько позже, тем более что значительно раньше этими работами занялись в нашей стране. Причем занялись весьма энергично. Достаточно сказать, что с 1929 по 1940 гг. у нас были испытаны, по крайней мере, 13 образцов телеуправляемых гусеничных машин, из них четыре были даже серийными, а именно: телеуправляемые танки ТТ-26 обр. 1932 года, ТАХИМ-26 обр. 1933 года, а также два образца телеуправляемых пар ТТ-26 и ТУ-26.

Но первым был легкий танк «Рено» FT, управлявшийся по проводам, с которым экспериментировали в 1929—1930 гг. Далее работы по управляемым по проводам машинам, велись с новым танком уже советской конструкции МС-1. Он управлялся по радио, и, двигаясь со скоростью до 4 км/ч, мог выполнять команды: «вперед», «вправо», «влево», «стоп». Его, по-видимому, предназначали для доставки подрывного заряда взрывчатого вещества.

В 1933 году телеуправляемый танк под индексом ТТ-18 (Т-18 — другое обозначение танка МС-1) испытывался с аппаратурой управления, размещенной на месте водителя. Теперь танк мог выполнять до 16 команд: поворачиваться, менять скорость, останавливаться, снова двигаться, подрывать заряд ВВ, а также в случае установки специальной аппаратуры ставить дымовую завесу или выпускать отравляющие вещества. Дальность действия ТТ-18 была не более нескольких сотен метров. Двигался он очень неровно, как говорят моряки: «рыскал на курсе», и, по-видимому, не мог действовать в условиях пониженной видимости. Это и решило его судьбу. На вооружение он принят не был, хотя известно, что было изготовлено не менее семи экземпляров этого танка.

Более серьезно за создание телеуправляемых машин взялись в 1934 году. Они назывались телемеханическими группами. И в качестве подопытной машины для них был выбран легкий танк Т-26. Группа состояла из телетанка ТТ-26 и танка управления ТУ-26.

ТТ-26 — это однобашенный танк Т-26 обр. 1933 года, но без пушки в башне, а лишь с пулеметом. ТУ-26 сохранил полное положенное Т-26 вооружение, т. е. 45-мм пушку и пулемет. ТУ-26 помимо аппаратуры телеуправления имел аппаратуру дымопуска (или отравляющих газов). Он имел только ручное управление (экипаж — 2 чел.). Поскольку он сохранил полное вооружение, то мог, следовательно, быть использован как обычный танк с экипажем из трех человек.

Были изготовлены в 1935 году по одному образцу каждого. В 1936 году к ним добавился ЛТ-26, так называемый танк пультового управления. По радиокомандам оператора из ТУ-26 или ЛТ-26, находившихся в укрытиях, но имевших, все-таки, обзор поля боя, телетанк без экипажа выполнял следующие операции: пуск двигателя, начало движения, стрельба из башенного 7,62-мм пулемета ДТ (боекомплект— всего один магазин — 63 патрона), постановка дымовой завесы; либо пуск отравляющих газов. Недостатком этой системы (и большим недостатком) было то, что оператор, находившийся в танке управления, не мог видеть небольших препятствий на почве непосредственно перед движущимся телетанком, как это мог бы видеть водитель, если бы он находился в нем.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz