Танка ИС-5 в природе не существовало. Этим индексом называли эскизный проект тяжелого танка, созданный в 1944 году в КБ завода № 100 в Челябинске под руководством Ж.Я. Котина. Дело не дошло даже до технического проекта.
Проект тяжелого танка ИС-6 (изд.253) разработали в начале 1944 года на заводе № 100. Танк был вооружен 122-мм пушкой Д-30, идентичной по баллистике и боекомплекту с Д-25Т. Пушка была спарена с 7,62-мм пулеметом СГМТ, а на крыше башни на турели устанавливался 12,7-мм пулемет ДШК.
Двигатель В-12У танка размещался в кормовой части корпуса. Машина снабжалась электрической силовой передачей. В ее состав входил главный генератор ДК-305А мощностью 385 кВт и весом 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1 А, предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения тяговых двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На дизеле В-12У были смонтированы два малых генератора Г-73 постоянного тока, которые питали цепи возбуждения генераторов ДК-305 А и СГ-1А. Тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б реверсивного действия через бортовые передачи соединялись с ведущими колесами танка. Регулировка силы тяги производилось изменением возбуждения главного генератора. Рабочий ток достигает 960 А, при движении по шоссе он составлял 490 А, а на целине — 740 А. Напряжение в цепи 500 В.
Подвеска танка индивидуальная торсионная.
Параллельно был изготовлен и испытан еще один опытный образец танка ИС-6 (об.252), на котором применялась механическая трансмиссия. Кроме того, в ходовой части были использованы опорные катки увеличенного диаметра, поддерживающих катков не было. Максимальная скорость об.252 составляла 43 км/час, так как восьмая передача в коробке скоростей была заблокирована. Вес танка 51,5 т.
![]() |
![]() |
Тяжелый танк ИС-6 (об.252) | Полноразмерная деревянная модель танка ИС-6 |
Работы над первоначальным проектом тяжелого танка ИС-7 (об.259) Ж.Я. Котин начал еще в 1945 году, находясь в эвакуации в г. Челябинске. Эскизные чертежи общего вида машины Котин подписал 9.09.1945 г. Дальнейшие работы по танку ИС-7 велись в Ленинграде. В 1946—1948 гг. был разработан новый вариант проекта танка об. 260.
Корпус танка был сварной с большими углами наклона броневых листов. Лобовая часть трехгранная, по типу ИС-3, но не выступавшая столь резко вперед. Башня цельнолитая сферической формы с переменной толщиной брони и углами наклона. Жесткость и бронестойкость корпуса удалось повысить за счет впервые применяемого прогнутого внутрь борта, создающего условия для рикошетирования попадающих в борт снарядов. Скошенные борта создавали пустые полости в подмоторном постаменте, и у конструкторов возникла мысль заполнить их топливом, получив таким образом дополнительные баки для горючего. Вскоре выяснилось, что постоянные вибрации от работающего двигателя нарушают герметичность сварных швов и через образующиеся трещины вытекает топливо. Поэтому от баков в подмоторном постаменте пришлось отказаться. В процессе проектирования и испытания опытных образцов вооружение и силовая установка претерпели значительные изменения.
Первоначально было проработано два варианта вооружения: 122-мм пушка большой мощности БЛ-13-1 и 130-мм пушка С-26; пулеметное вооружение обоих вариантов одинаково: два 14,5-мм и три 7,62-мм пулемета. 122-мм пушка БЛ-13-1 была спроектирована в 1944 году в ОКБ-172 (там работали ЗЭКи, не путать с вольнонаемным КБ завода № 172). Выяснилось, что БЛ-13-1 имела лучшую баллистику, чем Д-25Т. При весе снаряда 25,2 кг начальная скорость составляла 1000 м/с. Заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект 30 выстрелов.
Один из опытных образцов танка ИС-7 с пушкой С-70, 1948 год