Технический проект ИС-8 (об.730) был разработан в апреле 1949 г. в КБ ЧКЗ. Вес нового танка не превышал 50 тонн.
Специально для танка ИС-8 была проведена модернизация штатной 122-мм танковой пушки Д-25Т, осуществленная в ОКБ-9. Баллистика и боекомплект пушки, естественно, остались без изменений. Новая пушка получила электромеханический цепной механизм досылания, работавший в два хода — сначала снаряд, потом гильза. Был изменен подъемный механизм и введен танковый автоматический электропривод наведения (ТАЭН-1). ТАЭН-1 с помощью электромашинных усилителей обеспечивал плавное наведение пушки в двух плоскостях. Теперь наведение пушки мог производить как наводчик, так и командир танка. Боекомплект пушки — 30 выстрелов. Новая пушка получила индекс Д-25ТА. Завод №9 изготовил два опытных образца Д-25ТА и в декабре 1949 г. они были отправлены на ЧКЗ для монтажа в танк. В марте 1950 г. ЧКЗ провел межведомственные заводские испытания танка ИС-8 (об.730) с пушками Д-25ТА. По результатам испытаний танк и пушка были доработаны, и в 1950 году была изготовлена малая серия для войсковых испытаний — 10 танков ИС-8 с пушкой Д-25ТА.
В 1953 году ИС-8* прошел войсковые испытания, и 28 ноября 1953 г. был принят на вооружение под индексом Т-10. Серийное производство его велось на ЛКЗ и ЧКЗ. Статистических данных о производстве танков Т-10 нет, но об этом мы можем достаточно точно судить по производству пушек Д-25ТА, которые устанавливались только на танки Т-10. Эти пушки изготавливались заводом №221 («Баррикады»). В 1952 году было сдано 15 шт., в 1953 году — 0, в 1954 году — 35, в 1955 году — 110, в 1956 году — 100, из которых было несколько пушек Д-25ТС. В 1957 году пушки Д-25ТА не производились.
Корпус танка Т-10 сварной, его передняя часть была выполнена по типу «щучий нос». Каждый борт корпуса состоял из сваренных между собой верхнего наклонного листа и нижнего гнутого листа, имеющего наклонную и вертикальную части. Днище корпуса штампованное корытообразной формы. Такая форма, а также кронштейны балансиров вварены в днище, увеличивая жесткость днища. Крыша корпуса съемная, что давало возможность сравнительно легко заменять агрегаты силовой установки и силовой передачи.
Башня танка Т-10 литая обтекаемой формы. Толщина брони башни 155 мм, угол наклона брони 41°-50°. Таким образом, приведенная** толщина брони достигала 242 мм. Передняя часть крыши башни была отлита заодно с корпусом башни, а задняя изготовлена из отдельного броневого листа и вварена в крышу. Толщина у крыши 40 мм.
Тяжелый танк Т-10М
* Вообще наименование танка постоянно меняюсь: ИС-8, ИС-9 и последний ИС-10. Мы
далее для простоты именуем его везде ИС-8.
** Путь в броне горизонтально летящего снаряда.