Предыдущая Оглавление Следующая

С августа 1953 г. на башни М48 стали устанавливать новые низкопрофильные командирские башенки М1 фирмы Эйркрафт Арманент с 12,7-мм пулеметом. Башенка имела по периметру пять наблюдательных блоков. Приводы разворота башни и наведения пулемета в вертикальной плоскости—электрогидравлические, время одного полного оборота — 15 с. Установка пулемета ограничивала свободное пространство внутри башенки и затрудняла работу командира, а неудачное расположение соленоида дистанционного электроспуска приводило к тому, что соленоид регулярно «сносился» ногами танкистов при спешном «нырянии» в башню. Кроме того, командирская башенка увеличивала и без того немаленькую высоту «Паттона». Мнения относительно необходимости на танках подобных башенок разделились. На американских танках они остались и получили дальнейшее развитие на М60, а в некоторых странах, куда поставлялись М48, башенки модернизировали или демонтировали. Американцы на модели М48А5 также отказались от башенки с пулеметом.

После выпуска 3000 единиц М48, армия США присвоила танку со всеми внедренными в конструкцию изменениями индекс М48А1. Наряду с вышеперечисленными нововведениями, на М48А1 ставилась модернизированная трансмиссия CD-850-4B, на заднем бронелисте башни наваривалась корзина из металлических прутьев, а на решетке МТО ставился дефлектор для отвода горячих газов двигателя — до его установки при развороте башни в походное положение от работающего мотора сильно грелся ствол орудия, что приводило к его изгибу и ухудшало точность стрельбы.

M48006.jpg M48007.jpg

М48А1 на испытаниях в Германии. Обратите внимание на новую командирскую башенку с 12,7-мм пулеметом. Виден дополнительный каток между последним опорным катком и ведущей звездочкой

М48А3

М48А2

Очевидно, что увеличение запаса хода М48 требовало замены двигателя и трансмиссии. Работа по установке нового мотора AVI-1970-8 и трансмиссии ХТ-1400 на три опытных танка началась на арсенале в Детройте осенью 1953 года. Первый танк с альтернативной силовой установкой прибыл на полигон Форт-Нокс для испытаний в ноябре того же года.

На танке в связи с заменой мотора и трансмиссии пришлось перепроектировать кормовую часть корпуса. Чтобы разместить трансмиссию ХТ-1400 опустили днище МТО относительно днища корпуса в целом, что привело к уменьшению клиренса и, как следствие, к ухудшению проходимости танка. Военные потребовали сохранить клиренс и подвижность на уровне М48А1 — в результате от трансмиссии ХТ-1400 отказались, вернувшись к проверенной CD-850-4B. Танк с мотором AVI-1970-8 и трансмиссией CD-850-4B получил обозначение Т48А2.

Усовершенствованный вариант двигателя был перекомпонован, за счет установки на двигатель системы непосредственного впрыска вместо карбюраторов удалось уменьшить занимаемый мотором объем и увеличить емкость топливных баков танка почти вдвое: с 757 л до 1440 л. Изменения коснулись формы крыши МТО: высоту моторного отделения пришлось увеличить, а с целью лучшего охлаждения двигателя была перепроектирована кормовая часть корпуса, ставшая типовой для всех последующих вариантов не только М48, но и М60. Старая «корма» М48 практически не подавляла инфракрасное излучение силовой установки, делавшего танк очень заметным даже для примитивного тепловизионного оборудования 50-х годов. Внедренные мероприятия улучшили охлаждение мотора, а установка выхлопных труб под теплоизоляционной крышей снизило уровень ИК-излучения.

Среди других внешних отличий от машин предыдущих вариантов — новое ограждение фар. На танках, предназначенных для армии, устанавливалось по три, а не по пять поддерживающих роликов на борт, танки корпуса морской пехоты по-прежнему имели по пять роликов. В конструкцию Т48А2 были внесены и все изменения, внедренные на предыдущих моделях. В октябре 1955 г. Т48А2 под обозначением М48А2 запустили в серийное производство. Стоит отметить, что на разработку и запуск в серию М48А2 потребовалось два года, в то время как работы по Т48 заняли всего год.

На варианте М48А2С вместо неудачного стереоскопического дальномера М13А1 применили дальномер М17С «Коинциденц», работающий на принципе совмещения изображения. Дальномеры М17 также имели ряд недостатков: большое время определения расстояния до цели, большую погрешность, но все же пользоваться ими было проще, чем стереоскопическими. На танках М48А2С вновь отказались от промежуточного колеса между последним опорным катком и ведущей звездочкой. Производство М48А2 и М48А2С продолжалось до конца 1959 года, машин этих модификаций было выпущено больше всего среди всех построенных «Паттонов».

М48А3

Модель М48А3 стала попыткой подтянуть возможности «Паттона» к характеристикам советского Т-54. Полноценным ответом на появление в Европе нового грозного противника стал М60, представлявший собой дальнейшую эволюцию М26/47/48. Запуск в серию М60 не означал, однако, конец совершенствования М48.

На М60 американцы наконец-то установили дизельный двигатель, избавившись от едва ли не главного недостатка танков более ранних типов — малого запаса хода и повышенной пожароопасности. Общность конструкции М48 и М60 давала возможность внедрить дизель и на «Паттоны». Первый из шести «пилотных» М48 с дизелями передали на Абердинский полигон для испытаний в апреле 1960 г. Танк получил индекс М48А1Е1. На нем была установлена моторно-силовая установка от М60: дизельный двигатель AVDS-1790-2 и трансмиссия Аллисон CD-850-6. Поскольку за исходный вариант при установке дизеля был взят М48А1, чтобы разместить дизель, кормовую часть корпуса пришлось переделать по типу М48А2.

Наряду с дизелем М60 обладал еще одним важнейшим преимуществом перед М48 — более мощной, чем 90-мм орудие Т39, 105-мм пушкой. Это орудие и установили в башню М48А1Е1, с ней был спарен 12,7-мм пулемет (на М48 в маске пушки стоял пулемет калибра 7,62 мм).

Предыдущая Оглавление Следующая