Предыдущая Оглавление Следующая

MotPn004.jpg

Буксирно-моторный катер БМК-90

MotPn005.jpg

Буксирно-моторный катер БМК-150

MotPn006.jpg

Транспортировка катера БМК-150 по суше

MotPn007.jpg

Буксирно-моторный катер БМК-130

Катер БМК-50 имел деревянный корпус, в котором устанавливался двигатель ГАЗ-ММ мощностью 45 л.с. Максимальная скорость катера на воде достигала 23 км/ч, а сила тяги на швартовах 450 кгс. Катер был снабжен специальным колесным устройством для транспортировки его на буксире за автомобилем.

Катер БМК-90 имел металлический корпус с носовым и кормовым отделениями. Двигатель ЗИС-120 мощностью 75 л.с. устанавливался в носовом отделении. Максимальная скорость катера на воде достигала 20,5 км/ч, а тяговое усилие на швартовах - 1100 кгс.

С помощью этого катера обеспечивалась буксировка 50-т парома парка ТПП со скоростью 8 км/ч. Катер по суше перевозился на специальном прицепе за автомобилем. Время спуска катера с прицепа на воду расчетом из четырех человек составляло 6-8 мин. Катер БМК-90 был простым по конструкции, в управлении и обслуживании, что было немаловажным при обучении экипажей.

В годы Великой Отечественной войны постоянно возникали проблемы с обеспечением переправы тяжелого вооружения и техники войск при использовании для этой цели легких понтонных парков НЛП, МдПА-3 и др. К тому же после войны на вооружение армии и в первую очередь мотострелковых частей стала поступать боевая техника с большой массой (танки и др.). В связи с этим инженерные войска уже в 50-е годы направили основные усилия на разработку тяжелых понтонных парков, обеспечивающих переправу всей техники Сухопутных войск. Одновременно велась разработка новых буксирно-моторных катеров, завершившаяся принятием на снабжение понтонных частей катеров БМК-150 (1957 г.) и БМК-130 (1960 г.).

Особенностью катера БМК-150 является то, что он снабжен двумя двигателями ГАЗ-51 мощностью 62 л.с. каждый и двумя гребными винтами. Корпус катера выполнен из легких сплавов. Максимальная скорость хода катера на воде 17 км/ч, а сила тяги на швартовах - 1500 кгс. Для обеспечения транспортировки по суше в прицепе за автомобилем на катере установлены два откидных колеса на специальных подвесках.

Катер БМК-130 и его модификация БМК-130М получили наиболее широкое распространение. Эти катера являются основным средством моторизации понтонных парков типа ПМП. Корпус катера БМК-130 разделен на два открытых отделения - носовое и кормовое. В носовом отделении установлен двигатель ЯМЗ-204 мощностью 100 л.с, обеспечивающий катеру максимальную скорость на плаву 21 км/ч и силу тяги 1450 кгс. Водоходный движитель выполнен в виде гребного винта в насадке с захлопкой, которая обеспечивает увеличение тягового усилия катера на заднем ходу. Катер по суше перевозится в прицепе за автомобилем аналогично перевозке катера БМК-150.

Техническим прорывом в области разработки понтонных парков явилось создание понтонного парка ПМП. Однако тяговые и скоростные характеристики катеров БМК-150 и БМК-130 оказались недостаточными для эффективной моторизации этого парка и, особенно, его модификации понтонного парка ПМП-М, предназначенного для эксплуатации на реках со скоростями течения до 3 м/с. Поэтому был разработан более мощный катер БМК-Т, принятый на снабжение в 1967 г.

Корпус катера БМК-Т разделен водонепроницаемыми переборками на четыре отсека. В моторном отсеке установлен двигатель ЯМЗ-236 мощностью 130 л.с. Максимальная скорость катера на воде 17 км/ч, а сила тяги на швартовах - 2000 кгс. Конструктивной особенностью катера является то, что на нем установлена поворотно-откидная колонка с двумя винтами в насадках, обеспечивающая высокую маневренность катера с паромами. Катер перевозится по дорогам на автомобиле КрАЗ-255Б, оборудованном специальной платформой. Выгрузка катера на воду осуществляется самоскатыванием с платформы.

Предыдущая Оглавление Следующая