![]() |
Моторное звено МЗ-235 |
![]() |
Транспортировка моторного отделения МЗ-235 по суше |
![]() |
Транспортировка катера БМК-225 по суше |
В 1992 г. на снабжение инженерных войск принято принципиально новое средство моторизации понтонных парков- моторное звено МЗ-235, которое не имеет аналогов среди зарубежных средств моторизации. Моторное звено предназначено для моторизации паромов и наводки наплавных мостов из понтонных парков ПП-91, ПМП и ПМП-М. Корпус моторного звена разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. В машинном отделении установлен двигатель ЗД20 мощностью 235 л.с, обеспечивающий тягу на швартовах 2340 кгс. Максимальная скорость моторного звена на воде 15,7 км/ч. Моторное звено в отличие от буксирно-моторного катера размещается в наплавном мосте или перевозном пароме непосредственно между речными звеньями и соединяется с ними с помощью стыковых узлов, установленных на обоих бортах корпуса. В палубу моторного звена встроена проезжая часть длиной 2,95 м. Водоходный движитель, выполненный в виде поворотно-откидной колонки с гребным винтом в насадке (ПОК-225), обеспечивает хорошую маневренность паромов, управление моторным звеном осуществляется из рубки, расположенной на палубе в кормовой части. Моторное звено перевозится по суше на понтонном автомобиле КрАЗ-260Г.
Опыт применения понтонных парков, в том числе в боевых условиях, показывает, что современные средства моторизации обеспечивают в полном объеме решение комплексной задачи по оборудованию и содержанию мостовых и паромных переправ.
Основные характеристики современных понтонных парков | ||||||||
Понтонные парки | ПМП | ПП-91 | ППС-84 | |||||
Состав комплекта парка: речное звено, шт. | 32 | 32 | 192 | |||||
береговое звено, шт. | 4 | 4 | 24 | |||||
выстилка (две ленты), шт. | 2 | 2 | 12 | |||||
контейнер №1 с имуществом, шт. | - | 2 | - | |||||
контейнер №2 с имуществом, шт. | - | 2 | - | |||||
буксирно-моторный катер, шт. | 12 | 4 | 72 | |||||
моторное звено, шт. | - | 8 | - | |||||
автомобили, шт. | 50 | 54 | 324 | |||||
Возможности парка: наплавной мост: | ||||||||
грузоподъемность, т | 20 | 60 | 60 | 90 | 120 | 60 | 90 | 120 |
длина, м | 382 | 227 | 268 | 165 | 141 | 1393 | 932 | 702 |
ширина проезжей части, м | 3,3 | 6,5 | 6,5 | 10 | 13,8 | 6,5 | 10 | 13,8 |
время наводки, ч условия применения: | 0,8 | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,8 | 2,5 | 3,5 | 3 |
скорость течения, м/с | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,5 | 4 |
ветровое волнение, баллы | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
паромы: | ||||||||
грузоподъемность, т | 40-160 | 90 | 190 | 380 | 90 | 180 | 360 | |
время сборки, мин расчет для сборки, чел.: | 8-20 | 15 | 20 | 25 | 15 | 20 | 25 | |
понтонеры | 4-18 | 8 | 18 | 36 | 8 | 18 | 36 | |
мотористы | 2-6 | 4 | 4 | 8 | 4 | 4 | 8 | |
водители | 3-12 | 6 | 11 | 22 | 6 | 11 | 22 |
Краткая аннотация об авторах
Авторами статей «Понтонные парки России» и «Средства моторизации понтонных парков» являются ведущий научный сотрудник полковник Хмелюк Петр Сергеевич и старший научный сотрудник полковник в отставке Малышев Александр Алексеевич.
Полковник Хмелюк П. С. имеет ученую степень кандидата технических наук и ученое звание старшего научного сотрудника. Является ведущим специалистом в области разработки переправочно-мостовых средств. Принимал активное участие в разработке и испытаниях понтонного парка ПП-91, самоходного понтонного парка СПП, буксирно-моторного катера БМК-225, самоходного парома ПММ-2 и других средств. Имеет свыше 100 научных трудов и около 40 патентов и авторских свидетельств на изобретения.
Полковник в отставке Малышев А.А. имеет ученую степень кандидата технических наук и ученое звание старшего научного сотрудника. Является ведущим специалистом в области разработки понтонных парков. Принимал активное участие в разработке и испытаниях понтонных парков ДПП-40, ПМП-М, ППС-84 и ПП-91, буксирно-моторных катеров БМК-130, БМК-460, БМК-225, паромно-мостовой машины ПММ и других средств. Имеет 80 научных трудов и 95 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный изобретатель Российской Федерации, участник войны во Вьетнаме.