Предыдущая Оглавление Следующая

PTVit023.jpg

Вертолеты «Хью» взлетают с палубы плавбазы LST-821

Катера второй партии были длиннее, а за счет применения более мощных двигателей максимальная скорость возросла на три узла. Главным внешним отличием PBR Mk.II от Mk.I стала наделка из алюминия по периметру палубы, которая защищала довольно хрупкий плексигласовый корпус от повреждений при столкновениях с различными препятствиями и при швартовке.

Во время «новогоднего» наступления 1968 года катера всех флотилий совместно с десантными силами оперативной группы 117 сыграли огромную роль в восстановлении позиций американцев в районе Сайгона и Дельты. На «пиберах» во время этого знаменитого наступления восемь человек было убито и 134 ранено. Иначе говоря, по меньшей мере треть катеров получила повреждения, но не один PBR не был потоплен.

Весной 1968 г. активность коммунистов в районе Дельты резко снизилась, что позволило отправить в апреле десять катеров в «командировку» во II-ю корпусную зону ответственности. В этом районе катерники поддерживали союзников США — подразделения вооруженных сил республики Корея. К концу весны накал боевых действий на юге Вьетнама опять стал возрастать. В мае вьетконговцы атаковали плавбазу «Дженнингз Каунти», экипажу которой выпал случай опробовать в бою свои «бофорсы». Коммунисты потеряли 17 человек.

Успешное отражение нападения породило в кругах моряков малообоснованную уверенность в способности LST отразить нападение партизан исключительно собственными силами. Вьетконговцы взяли реванш в декабре, когда в результате обстрела из безоткатных орудий и неуправляемых ракет плавбаза «Хантердон Каунти» получила тяжелые повреждения. Два человека из команды было убито, 25 ранено.

Весной 1968 г. американцы усилили свою активность в приграничных с Камбоджой районах. Для действий в этих водах сформировали еще одну флотилию — TF-116.5.

Осенью 1968 г. пятая флотилия стала самым мощным соединением TF-116. Теперь она состояла из пяти дивизионов. 51-й дивизион действовал на реке Бассак вблизи границы с Камбоджой; 52-й — на Меконге, выше его разделения на три главных рукава; 53-й — в бассейне рукава Сонг Май Тхо; 54 — на водном пути, связывающем Сайгон с морем. 55-й дивизион направили на север — в 1-ю зону ответственности.

На вооружении каждого дивизиона находилось пять секций из десяти катеров PBR каждая. Успешные действия речных флотилий в 1968 году позволили резко снизить активность противника в большинстве зон ответственности TF-116, благодаря чему американцы выделили часть катеров из состава TF-116 для проведения операции SEALORD. Одновременно стал набирать обороты процесс «вьетнамизации» войны. Началась постепенная передача «пиберов» южновьетнамцам. К концу следующего, 1969 года, только несколько быстроходных речных катеров плавали под звездно-полосатым флагом. Последней крупной операцией, в которой приняли участие «пиберы» с американскими экипажами, стало вторжение в Камбоджу в 1970 году.

ТРАЛЬЩИКИ 116-Й ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ

Южновьетнамские патриоты успешно использовали на внутренних водных путях минное оружие. Это были обычные якорные мины, мины, управляемые с берега, и различные самодельные взрывные устройства. В рукавах Меконга мины ставились на малое углубление, рассчитанное на поражение катеров — основных кораблей американцев в этом регионе. Тралить такие мины было практически невозможно. Другое дело — зона Ранг Сат. По каналу, связывающему Сайгон и порт Ванг Тау, проходили океанские суда. В 1965 году здесь на минах подорвалось несколько транспортов, а также южновьетнамские вооруженные джонки и RAG-боты. Взрыв американского эскортного авианосца в центре Сайгона послужил непосредственным поводом к созданию минно-тральных сил в специальной зоне Ранг Сат. В начале 1966 года сюда прибыли четыре тральщика MSB. Эти корабли свели в минную эскадру 11 (другое название — команда «Альфа»), приданную флотилии TF-116.4.

Тральщики приступили к работе в канале Лонг Тау в марте 1966 г. Четыре корабля не справлялись с работой, поэтому через год их силы удвоились: из Штатов пригнали еще четыре MSB. Значение тральщиков оценил и противник, устроив настоящую охоту на слабо вооруженные MSB. День 15 февраля надолго запомнился морякам команды «Альфа». За одни сутки вьетконговцы потопили MSB-45, тяжело повредили MSB-49, еще два корабля получили легкие повреждения от огня стрелкового оружия и гранат РПГ. Двое моряков были убиты, 16 — ранено. Работы по очистке от мин и контролю фарватера не прекратились, но после 15 февраля тральщики действовали только под прикрытием «пиберов» и вооруженных вертолетов. Бой же, в котором американцы понесли столь значительные потери, послужил поводом для проведения операции (не первой, и не последней) Мобильных речных десантных сил, направленной на вытеснение коммунистов из зоны Ранг Сат.

Мины подстерегали американцев и на северных реках, протекающих вблизи демилитаризованной зоны. Командование войск, действовавших в 1-й корпусной зоне ответственности, в конце 1967 года обратилось к ВМС с просьбой направить в зону тральщики. Флот смог выделить только пять спешно переоборудованных в тральщики десантных катеров LCM(6). Для траления бассейна реки Куа Вьет применялись бронированные десантные катера АТС (тоже модернизированные LCM) из состава TF-117. В середине 1968 года эти АТС заменили пять переоборудованных в тральщики LCM. Корабли специальной постройки (все те же MSB) отвечали за безопасность судоходства в устье реки Куа Вьет и акватории порта Да Нанг. На Да Нанг базировалось три MSB.

Весной 1968 года минно-тральные силы были выделены в самостоятельное подразделение, состоящее из 112-го и 113-го дивизионов траления. Кроме тральщиков MSB и переоборудованных LCM, в состав дивизионов вошли тральщики типа MSM. Тральщики весьма эффективно противостояли минной угрозе. Теперь судоходство в канале Лонг Тау и на реке Куа Вьет осуществлялось бесперебойно. Вьет Конгу пришлось изменить тактику: мины стали прикрепляться боевыми пловцами непосредственно к корпусам стоявших на якорях судов. Деятельность тральщиков с американскими экипажами прекратилась в 1969 году.

Предыдущая Оглавление Следующая