Параллельно со "Шмелем" в ОКБ-16 (позже — КБ "Точмаш") под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана разрабатывался комплекс "Фаланга" с ракетой 3М11. Принципиальным отличием "Фаланги" от "Шмеля" была передача команд оператора по радио. Способ наведения оставался тот же — ручной по трем точкам. Постановлением № 930-387 от 30.08.1960 г. ПТУР 3М11 "Фаланга" вместе с боевой машиной 2П32, созданной на базе БРДМ, была принята на вооружение.
Ракета 3М11 в начале серийного изготовления при стрельбе обеспечивала пробитие 220—250-мм брони при угле встречи 60° с вероятностью 90% (220-мм брони) и 65% (250-мм брони). В процессе производства снарядов осуществлялась доработка их боевых частей ЗН18 с целью увеличения "стабильности пробивания брони". На ходовых испытаниях вес боевой машины 2П32 составил 5965 кг.
"Фаланга" оказалась первой ПТУР принятой на вооружение отечественных вертолетов. Уже в июне 1961 г. ОКБ-329 ГКАТ3 совместно с ОКБ-16 предъявили на совместные испытания вертолет Ми-1М, оснащенный четырьмя ракетами 3М11 и аппаратурой управления стрельбой. Дальность стрельбы по наземным целям составляла 800-2500 м.
Несколько позже комплекс «Фаланга» модернизировали, и он получил обозначение "Фаланга-М", а ракета — 9М17. Была улучшена бронепробиваемость. Так, при стрельбе по броне толщиной 280 мм при угле встречи 30° было 90% пробитий. Система управления по-прежнему оставалась ручной. Ракетами 9М17 оснащались боевые машины 9П32М (9П32) на базе БРДМ и вертолеты Ми-24Д, Ми-24А, Ми-24АВ, Ми-8ТВ.
6 июля 1961 г. вышло Постановление СМ № 603-256 о разработке новой ПТУР в двух вариантах: на боевой машине и в переносном варианте. Система управления по-прежнему оставалась ручная. Согласно этому постановлению в ЦКБ-14 (г. Тула) и ЦНИИ-173 (г. Москва) началось проектирование ПТУР 9М12 "Овод". Ракета и пусковая установка проектировались ЦКБ-14, а система управления — ЦНИИ-173. Главным конструктором комплекса был Б.И. Худоминский, а главным конструктором системы управления — З.М. Персиц.
Конструктивная схема ракеты 9М12 аналогична схеме 3М6. Основное внимание конструкторы уделили миниатюризации элементов наземной бортовой аппаратуры в целях резкого уменьшения габаритов и веса аппаратуры и снаряда по сравнению с комплексом "Шмель". В аппаратуре широко применялись полупроводниковые элементы и пластмассы. В качестве бортового источника питания использовалась малогабаритная батарея с твердым электролитом, разогреваемом при пуске ПТУР пиронагревателем. В системе стабилизации по крену использовался малогабаритный трехстепенной гироскоп с ротором, разгоняемом при старте ПТУР пороховыми газами. Для дополнительного уменьшения габаритов аппаратуры приемники размещались внутри катушек проводной линии связи. Был создан малогабаритный магнит управления интерцепторами.
![]() |
![]() |
Боевая машина 2П26 в походном положении |
Боевая машина 2П26 в боевом положении |
![]() |
![]() |
Боевая машина 2П27 в походном положении |
Боевая машина 2П27 в боевом положении |
Переносной вариант "Овод" состоял из пульта управления и ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Вес вьюка оператора составлял 23 кг, а вес вьюка переносчика снаряда — 25 кг. Запуск снарядов осуществлялся с пусковой рейки, находившейся в контейнере. Ракета и пусковая рейка подключались к пульту управления с помощью кабеля длиной около 20 м. Причем одновременно можно было подключить до четырех ракет. Передача команд осуществлялась по двум биметаллическим проводам. Исполнительными органами управления являлись интерцепторы.