Предыдущая Оглавление Следующая

Параллельно со "Шмелем" в ОКБ-16 (позже — КБ "Точмаш") под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана разрабатывался комплекс "Фаланга" с ракетой 3М11. Принципиальным отличием "Фаланги" от "Шмеля" была передача команд оператора по радио. Способ наведения оставался тот же — ручной по трем точкам. Постановлением № 930-387 от 30.08.1960 г. ПТУР 3М11 "Фаланга" вместе с боевой машиной 2П32, созданной на базе БРДМ, была принята на вооружение.

Ракета 3М11 в начале серийного изготовления при стрельбе обеспечивала пробитие 220—250-мм брони при угле встречи 60° с вероятностью 90% (220-мм брони) и 65% (250-мм брони). В процессе производства снарядов осуществлялась доработка их боевых частей ЗН18 с целью увеличения "стабильности пробивания брони". На ходовых испытаниях вес боевой машины 2П32 составил 5965 кг.

"Фаланга" оказалась первой ПТУР принятой на вооружение отечественных вертолетов. Уже в июне 1961 г. ОКБ-329 ГКАТ3 совместно с ОКБ-16 предъявили на совместные испытания вертолет Ми-1М, оснащенный четырьмя ракетами 3М11 и аппаратурой управления стрельбой. Дальность стрельбы по наземным целям составляла 800-2500 м.

Несколько позже комплекс «Фаланга» модернизировали, и он получил обозначение "Фаланга-М", а ракета — 9М17. Была улучшена бронепробиваемость. Так, при стрельбе по броне толщиной 280 мм при угле встречи 30° было 90% пробитий. Система управления по-прежнему оставалась ручной. Ракетами 9М17 оснащались боевые машины 9П32М (9П32) на базе БРДМ и вертолеты Ми-24Д, Ми-24А, Ми-24АВ, Ми-8ТВ.

6 июля 1961 г. вышло Постановление СМ № 603-256 о разработке новой ПТУР в двух вариантах: на боевой машине и в переносном варианте. Система управления по-прежнему оставалась ручная. Согласно этому постановлению в ЦКБ-14 (г. Тула) и ЦНИИ-173 (г. Москва) началось проектирование ПТУР 9М12 "Овод". Ракета и пусковая установка проектировались ЦКБ-14, а система управления — ЦНИИ-173. Главным конструктором комплекса был Б.И. Худоминский, а главным конструктором системы управления — З.М. Персиц.

Конструктивная схема ракеты 9М12 аналогична схеме 3М6. Основное внимание конструкторы уделили миниатюризации элементов наземной бортовой аппаратуры в целях резкого уменьшения габаритов и веса аппаратуры и снаряда по сравнению с комплексом "Шмель". В аппаратуре широко применялись полупроводниковые элементы и пластмассы. В качестве бортового источника питания использовалась малогабаритная батарея с твердым электролитом, разогреваемом при пуске ПТУР пиронагревателем. В системе стабилизации по крену использовался малогабаритный трехстепенной гироскоп с ротором, разгоняемом при старте ПТУР пороховыми газами. Для дополнительного уменьшения габаритов аппаратуры приемники размещались внутри катушек проводной линии связи. Был создан малогабаритный магнит управления интерцепторами.

PturR013.jpg PturR014.jpg

 Боевая машина 2П26 в походном положении

 Боевая машина 2П26 в боевом положении

PturR015.jpg PturR016.jpg

 Боевая машина 2П27 в походном положении

 Боевая машина 2П27 в боевом положении

Переносной вариант "Овод" состоял из пульта управления и ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Вес вьюка оператора составлял 23 кг, а вес вьюка переносчика снаряда — 25 кг. Запуск снарядов осуществлялся с пусковой рейки, находившейся в контейнере. Ракета и пусковая рейка подключались к пульту управления с помощью кабеля длиной около 20 м. Причем одновременно можно было подключить до четырех ракет. Передача команд осуществлялась по двум биметаллическим проводам. Исполнительными органами управления являлись интерцепторы.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz