Пуск "Малютки" с боевой машины 9П133
Боевые машины 9П122 и 9П133 выпускались Саратовским агрегатным заводом. Например, в 1970 г. завод сдал 291 боевую машину 9П122, а в 1971 году - 290 таких же машин, 70 из которых пошли на экспорт. На этом производство 9П122 прекратилось. Первые 17 серийных 9П133 были изготовлены заводом в 1971 г. Столько же 9П133 изготовили в 1-м полугодии 1972 г.
Устройство боевых машин 9П110 и 9П133 имеет много общего. Боевая машина 9П110 (9П133) представляет собой самоходную пусковую установку, размещенную на базовой машине ГАЗ-40ПМ (ГАЗ-41-06). ПУ состоит из пакета направляющих, подъемно-поворотного механизма гидроподъемника, электропривода, а также комплекта наземной аппаратуры управления и визирного устройства с блоком управления.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ МАШИН |
||
9П110 |
9П133 |
|
Тип базовой машины |
ГАЗ-40ПМ |
ГАЗ-41-06 |
Количество направляющих |
6 |
6 |
Боекомплект ПТУР: на направляющих |
6 |
6 |
в укладке |
8 |
8/12* |
Дальность стрельбы, м: максимальная |
3000 |
3000 |
минимальная |
500 |
400 |
Скорострельность без перезаряжания на максимальную дальность, выстр./мин. |
2 |
2 |
Максимальная скорость передвижения, км/час: |
||
по шоссе |
75-80 |
95-100 |
на плаву |
8-9 |
9-10 |
Запас хода, км: по шоссе |
500 |
750 |
на плаву |
12 |
18 |
Время перехода из походного положения в боевое, с |
20 |
20 |
Время перевода для стрельбы с выносного пункта, мин. |
3 |
3 |
Угол ВН направляющих, град. |
-1°;+1,5° |
-10°;+1° |
Угол ГН направляющих, град. |
29° |
29° |
Габариты БМ, мм: |
||
длина |
5700 |
5700 |
ширина |
2200 |
2350 |
высота (походное/боевое положение) |
2000/2800 |
2044/2800 |
Дополнительное вооружение, шт.: гранатомет РПГ-7 |
1 |
1 |
автомат АКМ |
1 |
1 |
Вес полностью укомплектованной БМ (с экипажем 2 чел. и 14 снарядами), кг |
6000 |
7210 |
Радиостанция |
Р-105М |
Р-105М |
Тип визира |
9Ш16 |
9Ш16 |
* - в нормальном положении/в особый период. |
Серьезным недостатком боевых машин 9П110, 9П122 и 9П133 было ручное перезаряжание снарядов. Для этого обоим членам экипажа приходилось вылезать наружу. На установку направляющих всех шести снарядов экипаж тратил не менее минуты.
К 1995 году в КБМ (г. Коломна) была создана новая модификация ПТУР "Малютка", получившая название "Малютка-2" (9М14-2). Новая ракета оснащена кумулятивной тандемной боевой частью. Бронепробиваемость при этом возросла с 400 мм до 800 мм. Кроме того, разработан вариант с многоцелевой осколочно-фугасной боевой частью. Ракета снабжена новым твердотопливным двигателем, что позволило увеличить маршевую скорость полета со 115 до 130 м/с. Минимальная и максимальная дальности стрельбы остались без изменений.
Длина ракеты 9М14-2 с кумулятивной тандемной частью 985 мм, вес боевой части - 3,5 кг. Диаметр корпуса и размах крыла не изменились. Стартовый вес ракеты составляет 12,5 кг. Система управления ПТУР полуавтоматическая по проводам.
Комплекс 9К11-2 с ПТУР 9М14-2 устанавливается на боевых машинах 9П133. Кроме того, ракета 9М14-2 может запускаться с переносных ПУ и вертолетов Ми-17.
Разработка ПТУР "Фаланга-П" с полуавтоматической системой управления началась по Постановлению Совмина СССР от 24.05.1967 г. Комплекс "Фаланга-П" в 1970 г. прошел совместные испытания и 23.05.1972 г. был принят на вооружение Приказом министра обороны № 0041. ПТУР "Фаланга-П" вооружались боевые машины 9П124, созданные на базе БРДМ-2. Вес боевой машины около 7 тонн, расчет 2 человека, число направляющих - 4, возимый боекомплект - 6 ракет. Максимальная скорость передвижения по шоссе 95 км/час, на плаву - 9-10 км/час. Кроме того, ПТУР "Фаланга-П" устанавливалась на различных модификациях вертолетов Ми-24.
![]() |
![]() |
"Малютка-2" |
"Малютка" с фугасно-осколочной БЧ |