Предыдущая Оглавление Следующая

«Метис-М»

Известная поговорка «не было бы счастья, да несчастье помогло» применительно к технике зачастую имеет и обратный смысл — выдающиеся достижения инженерно-конструкторской мысли, порой не имеют должного запаса для последующей модернизации. Так обладавший исключительно высоким массовым совершенством танк Т-64 еще до распада СССР был снят с производства и заменен дизельным вариантом Т-80 по предельно простой причине — его уникально легкая ходовая часть уже не могла нести вес все наращиваемой брони и вновь вводимых систем танка.

Для большинства состоящих на вооружении и в производстве советских ПТУР восьмидесятых годов задача повышения бронепробиваемости могла быть решена путем модернизации, связанной, в основном, с доработкой боевых частей и взаимодействующих с ними элементов ракеты.

Среди достаточно современных по тому времени противотанковых ракет наибольшее беспокойство вызывал «Метис». Конструкторам тульского КБП удалось создать ПТУР второго поколения рекордно малой массы, но в результате этого резервы по дальнейшему повышению боевых возможностей оказались минимальны. Поэтому модернизация комплекса «Метис» в части ракеты напоминала разработку Ту-22М как модификации Ту-22 — кроме наименования, новый образец практически ничего не унаследовал от своего предшественника.

Впрочем, это не означало создание нового комплекса — сама идеология исходного «Метиса» предусматривала предельное упрощение и удешевление одноразовой ракеты за счет некоторого усложнения наземных средств многоразового применения.

Поэтому концепция модернизации предусматривала максимальную преемственность по наземным средствам, обеспечение возможности применения с пусковой установки как штатной ракеты «Метис» 9М115, так и усовершенствованной — «Метис-М» 9М131. Впрочем, и в наземном оборудовании учли новые требования времени, предусмотрев использования тепловизионного прицела 1ПН86БВИ «Мулат-115» массой 5,5 кг с дальностью обнаружения бронеобъектов до 3,2 км, что обеспечило пуск ракет в ночных условиях на максимальную дальность.

PturR061.jpg

Вертолет Ми-28 с ПТРК «Атака»

Хотя практически все элементы ракеты «Метис-М» конструктивно являлись новыми изделиями, общая конструктивная схема представляла собой увеличенный в размерах исходный образец ракеты [12]. Исключение составляла тандемная боевая часть с вновь вводимым предзарядом (1). Как и в ракетах комплекса «Свирь» основная боевая часть ракеты 9М131 располагалась позади маршевого двигателя.

С учетом перспектив роста защищенности танков конструкторы решительно увеличили размерность основной боевой части (3), перейдя от калибра ракеты 93 мм на 130 мм. Воздушно-динамический привод полуоткрытого типа (2) сменил ранее применявшийся открытый. Увеличение диаметра ракеты позволило заменить коробчатые аэродинамические рули на расположенные в одной плоскости монопланные (3).

Основные технические решения по маршевой двигательной установке (4), раскрываемым крыльям гибкой конструкции (7), стартовому двигателю (10), катушке проводов (9) соответствовали прототипу с учетом увеличения размерности. Так же, как и в исходном «Метисе», принятые технические решения, в частности размещение трассера (8) на законцовке одной из трех консолей крыла, позволили отказаться от использования гироприбров, бортовых батарей и электронных блоков.

Разработчики комплекса исходили также из того, что в системе вооружения более дальней перспективы «Метис-М» и новый комплекс «Корнет» сменят ранее созданные «Метис», «Фагот» и «Конкурс».

PturR062.jpg

Компоновка ракеты 9М115 комплекса "Метис-М"   

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz