Предыдущая Оглавление Следующая

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Первую мировую войну Германия, как известно, проиграла вчистую. Ее судьбу на послевоенное время определил Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 года представителями главных союзных и «объединившихся» держав. Теперь она могла содержать вооруженные силы численностью не более 100000 человек (три кавалерийских и семь пехотных дивизий). Запрещалось иметь, покупать и изготавливать все виды наступательного оружия: прежде всего авиацию, крупные боевые корабли, тяжелую артиллерию и многое другое.

PzGer010.jpg

 Германский танк Первой мировой войны A7V

Но нас интересуют танки. Что же сказано о них в договоре? 171-я статья гласила: «Равным образом воспрещается производство и ввоз в Германию броневиков, танков или всякого рода других подобных машин, способных служить для военных целей». Имевшиеся в боевых частях танки — A7V и трофейные английские — были выданы победителям сразу, еще по условиям перемирия 11 ноября 1918 года. Правда, в полиции оставили несколько бронеавтомобилей для подавления внутренних беспорядков.

Под наблюдением союзнической комиссии немцы разобрали танки-гиганты типа «К» и прототипы легких машин. Чтобы скрыть свои секреты, они уничтожили (или спрятали?) документацию. Вот то немногое, что сейчас известно.

Итак, танковых заделов Германия лишилась. Конечно, смириться с подобным положением руководители рейхсвера (Reichswehr — постверсальские вооруженные силы) не хотели и не могли. Оставалось одно — заниматься разработками в тайне. Где и как?

Конструкторам проще. Они люди свободные. Й. Фолльмер и О. Меркер выехали за границу и трудились над укреплением шведской обороны. На заводе фирмы Ландсверк, взяв за основу конструкцию прототипа LKII, они создали легкий танк Strv m/21. Уже в 1921 году выпустили десять таких машин. Через восемь лет их модернизировали. Вместо 60-сильного поставили двигатель мощностью 85 л.с. (и тот, и другой располагались в передней части корпуса). Усилили защиту, доведя толщину брони до 14 мм. С улучшенной ходовой частью машина развивала скорость 18 км/ч и имела запас хода 70 км. Боевая масса составила 9,5 т. Танком управлял экипаж из четырех человек. В дополнение к 37-мм пушке и пулемету в башне установили еще один пулемет в корпусе. Прослужили эти танки до Второй мировой войны.

Вскоре Й. Фолльмер перебрался в Чехословакию, где в середине 20-х годов конструировал и испытывал колесно-гусеничные танки КН50 и КН60. Оставшись один, в 1934 году Меркер предложил легкий танк La-100, а затем La-60, считавшийся наиболее удачной машиной шведского производства. Именно на ней впервые применили индивидуальную торсионную подвеску опорных катков. В нескольких модификациях машина выпускалась и в военное время, на ее базе создали самоходные артиллерийские установки. Она же послужила прототипом для венгерского легкого танка «Толди».

Труднее пришлось германским политикам и военным. В своих реваншистских устремлениях они искали если не союзника, то хотя бы сочувствующего. И нашли понимание на востоке, у Советской России. Она не входила в число держав-победителей. Напротив, Красная Армия сама отражала интервенцию Антанты, а после окончания гражданской войны наша страна оказалась в политической и экономической изоляции.

Выгода от такой сделки сулила приличные дивиденды обеим сторонам. Одним хотелось с помощью военного союза обойти ограничения Версальского договора. Другие рассчитывали на техническую помощь в создании и повышении своего оборонного потенциала.

Опустим подробности переговорных процессов и продолжим рассказ с 1926 года, когда приступили к организации трех разноплановых учебно-испытательных центров на территории СССР. Танковая школа с полигоном под кодовым названием «Кама» располагалась в Казани. Функционировала она до 15 сентября 1933 года. В разные годы центр возглавляли подполковник Мальбрандт, майоры Радльмайер и Гарпе.

PzGer011.jpg

Шведский танк Strv m/21

Предыдущая Оглавление Следующая