Предыдущая Оглавление Следующая

ТАНКОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

В германском танкостроении условно можно выделить три периода. Первый ведет отсчет с появления в рейхсвере инспекции по вооружению и материальной части, объединившей артиллерийское и пехотное конструкторское бюро, а также пиротехническую лабораторию. Она разрабатывала тактико-технические требования к бронетанковой технике и рассматривала опытные образцы. Ее деятельность официально ограничивалась исключительно бронеавтомобилями, конструировавшимися фирмой Дойче Эдельштальверке в Ганновер-Линдене.

К непосредственным работам над танками, как я уже упоминал, приступили во второй половине 20-х годов в секретных цехах трех машиностроительных заводов. Гораздо интенсивнее процесс пошел после прихода к власти нацистской партии.

Второй этап совпал, по сути, с трансформацией рейхсвера в вермахт. Заказчиком в танкостроении выступало главное командование сухопутных сил (Oberkommando des Heeres ОКН). По принятым тогда правилам на каждый вид вооруженных сил возлагалось проектирование, сдача заказов и приемка оружия, военно-хозяйственного имущества и боеприпасов, разработка планов по материальному обеспечению своей производственной программы. Распорядительными функциями наделялось управление вооружений (Waffenamt), включавшее отделы приемки, проектирования и испытаний (WaPruf-6), инженерно-инспекторский. Ему вменялось в обязанности финансировать танковую промышленность и бесплатно передавать танкосборочным заводам закупленные узлы, агрегаты, корпуса, моторы, башни, трансмиссии, вооружение, оптические приборы, электро- и радиооборудование.

К концу 30-х годов танкостроение Германии находилось в ведении, по крайней мере, девяти крупных концернов, поставлявших танки и бронекорпуса. Они контролировали 32 завода, принадлежащих 27 различным фирмам. Весьма характерно, что эти фирмы специализировались отнюдь не в одной области. Скажем, из восьми заводов Даймлер-Бенц лишь один выпускал танки. Остальные четыре производили автомобили и три — авиационные моторы. Ситуация мало изменилась и в военные годы.

Начало третьего и, пожалуй, самого интересного периода пришлось на 1940 год. Развернувшаяся в Европе Вторая мировая война требовала корректив в промышленном секторе. Формирование новых частей для фронта сильно страдало от недостатка вооружений и техники. От потребностей вермахта в танках отставало их производство. Да, видимо, по-другому и быть не могло, так как мобилизация экономики, в отличие от действующей армии, носила ограниченный характер. Более того, ее практически во всех областях использовали весьма своеобразно: бесконечно переключали с выпуска одного вида продукции на другой. При этом планирование, главным образом, подгонялось под приоритетность военно-стратегических мероприятий. Требовалось также экстренно решить и многие организационные вопросы, связанные с перераспределением трудовых контингентов, повышением производительности труда и эффективности использования производственных мощностей.

Выход нашли в создании 17 марта 1940 г. специального имперского министерства вооружений и боеприпасов (Reichsministerium die Waffe und Munition), которое возглавил инженер Ф. Тодт. Российскому читателю он больше известен как основатель и руководитель общенациональной строительной организации «Тодт». Благодаря именно его усилиям были построены знаменитые рейхсавтобаны. Такой же напор энергии, видимо, нужен был и в военной промышленности. Но вскоре Ф. Тодт погиб в авиационной катастрофе.

После него министерское кресло занял не менее талантливый организатор — архитектор А. Шпеер. За очень короткий период — всего два года — ему удалось добиться трехкратного увеличения выпуска бронетанковой техники. Поэтому неудивительно, что годы его руководства министерством называют «эрой Шпеера».

Теперь планированием снабжения и выдачей заказов, руководством опытными работами занималось министерство вооружений и боеприпасов через главный комитет по танкостроению, о скрупулезности подхода в этом вопросе можно косвенно судить по структурным подразделениям главка: производства и ремонта танков, усовершенствования брони, проектирования и наблюдения за производством, изготовления моторов, легкобронированных машин, снабжения и др.

Познакомимся с новой схемой «рождения» бронетанковой техники. Генеральный штаб сухопутных сил (он же определял и необходимое ее количество) с обязательным учетом пожеланий практиков из фронтовых частей выдавал управлению вооружений примерное тактико-техническое задание. В WaPruf-6 его детально прорабатывали и передавали в главный комитет по танкостроению, который подбирал две-три фирмы-проектировщика. Готовые проекты изучала специальная комиссия из представителей заинтересованных сторон и выбирала наилучший. Представившее его конструкторское бюро назначалось ведущим по этой конструкции, хотя сам завод и не мог получить заказ на серийное производство своего детища.

Опытные образцы проходили всестороннюю обкатку на Куммерсдорфском центральном испытательном полигоне возле Берлина и его филиалах: горном — в Тюрингии и так называемом снежном — в Тирольских Альпах. И только тогда решался вопрос о передаче танка или самоходной установки на поток. Общий объем выпуска бронетехники определяло верховное командование германской армии, распределяло же заказы по фирмам и заводам министерство вооружений и боеприпасов, в частности, главная группа по производству танков. Если планы выпуска танков были более или менее стабильны, то программы производства бронекорпусов, башен, а также рубок для самоходных установок, также составляемых на год, неоднократно корректировались.

«География» германского танкостроения определялась главным образом стратегическими соображениями. Производственные объекты намеренно рассредоточивались, чтобы снизить их уязвимость от воздушных бомбардировок. Учитывался также принцип дублирования поставок важнейших узлов и агрегатов с разных заводов.

К слову сказать, насколько была развита подобная кооперация, настолько и усложнена. Например, в производстве «Пантеры» участвовало 136 смежников. Корпуса поставляли 6 заводов, моторы — 2, коробки перемены передач — 3, гусеницы — 4, башни — 5, вооружение — 1, оптику — 1, стальное литье -14, поковки — 15, остальные — готовые агрегаты, детали и крепеж.

В связи с обозначившимися по результатам первого года кампании против СССР успехами наметилась тенденция передвижения германского танкостроения на Восток. В декабре 1941 год специальная комиссия по производству танков и запасных частей изучала возможность привлечения промышленного потенциала оккупированной Украины для своих нужд. С технической точки зрения превосходные перспективы открывались для выпуска танковых бронекорпусов на заводе имени Ильича в Мариуполе, захваченном немцами. Но быстро меняющаяся обстановка на советско-германском фронте в этом регионе так и не позволила воплотить в реальность далеко идущие планы. А после поражения вермахта на Волге и на Курской дуге было прекращено и производство узлов танков даже в Силезии и Польше.

Со второй половины 1943 года крупные танковые заводы на территории Германии все чаще становились объектом атак для союзной авиации. Так, до конца года предприятия фирмы Даймлер-Бенц в Берлине трижды испытали на себе бомбовые удары. В 1944-м к ним добавились заводы MAN и почти все предприятия по производству бронекорпусов в Рейн-вестфальском промышленном районе.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz