Следуя концепции Г. Гудериана о материальной части танковых дивизий, управление вооружений в 1935 году выдало нескольким фирмам задание на 15-тонный средний танк. Лучшим оказался проект фирмы Даймлер-Бенц, за которой и закреплялось право головного разработчика. В 1937—1938 годах построили небольшие партии опытных машин модификаций А, В, С и D (толщина брони у них составляла только 14,5 мм). Настоящее серийное производство началось в 1938 году выпуском модификации Е. Машина имела боевую массу 19,5 т, скорость 40 км/ч. Экипаж состоял из пяти человек (командир, механик-водитель, наводчик, стрелок-радист и заряжающий). Компоновка машины в традиции немецкого танкостроения — силовое отделение в корме, отделение управления совмещено с трансмиссионным и находится в носу, боевое отделение посередине корпуса и в башне. Ведущие колеса — передние. Корпус и башня сварены из листов броневой хромо-никелевой стали с поверхностной закалкой. Бронирование корпуса и башни было одинаковым — 30 мм.
Вооружение включало 3,7-см танковую полуавтоматическую пушку и три пулемета (лобовой и два в башне).
После французской кампании А. Гитлер потребовал перевооружить «тройки» длинноствольной 5-см пушкой L/60 (так обозначалась длина ствола в калибрах). К этому вынудила толстая броня английских танков «Матильда». Однако управление вооружений решило по-иному и выбрало пушку с длиной ствола 42 калибра и к тому же с низкой начальной скоростью снаряда. Она ставилась на танках Pz Kpfw III Ausf E, F, G, с которыми немецкая армия вступила в войну с Советским Союзом. Инициатива управления вооружений дорого обошлась танковым частям — снаряд 5-см пушки практически не пробивал броню советских KB и Т-34.
На появившейся в 1940 году модификации Н за счет экранов увеличили толщину брони лобовых и кормовых деталей корпуса до 60 мм. Возросшая до 21,8 т боевая масса потребовала более широких гусениц, чтобы оставить и без того высокое удельное давление на грунт хотя бы на прежнем уровне.
Танки модификации J (вторая половина 1941 года) наконец-то получили длинноствольную пушку, о которой говорил фюрер. Ее бронебойный снаряд с 500 м пробивал броневой лист толщиной 75 мм, а подкалиберный — до 115 мм. Масса машины составила 21,5 т.
![]() |
![]() |
Средний танк Pz Kpfw III, захваченный Красной Армией в ходе летних боев 1941 г. |
Средний танк Pz Kpfw III Ausf J |
С июля 1942 г. стали серийно выпускать модификацию L, а с октября - Ausf M, отличавшиеся усиленной броневой защитой лобовой части корпуса. Вместе с 20-мм экраном ее толщина достигала 70 мм.
Последняя модификация N была вооружена тем же короткоствольным 7,5-см орудием, которое раньше устанавливалось на Pz Kpfw IV. Ее скорее всего надо относить не к линейным, а к так называемым штурмовым танкам. В 1942—1943 гг. их построили 660.
Средний танк Pz Kpfw III во Франции, 1940 г.