Предыдущая Оглавление Следующая

PzGer210.jpg

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ Jgd Pz Tiger (P) «Elefant» (Sd Kfz 184)

Так как «Тигр» Ф. Порше уступил в состязании модели Э. Адерса, из 90 готовых корпусов решили сделать самоходные штурмовые орудия. Доработку проекта, названного в честь конструктора «Фердинандом» (Ferdinand), поручили фирме Алькетт. Под таким именем машина и вошла в историю. Хотя, как и многие другие подобного типа образцы бронетанковой техники, по войсковой терминологии она официально называлась либо штурмовым орудием (Sturmgeschutz mit 8.8cm PaK43/2), либо истребителем танков — Jagdpanzer Tiger (Р) «Elefant».

В апреле-мае 1943 г. специалисты фирмы изготовили несколько ремонтно-эвакуационных тягачей и 85 (по другим данным 88) самоходных установок. 100-мм лоб рубки усилили впоследствии дополнительными 100-мм броневыми плитами, наклоненными к вертикали под углом 25°. Аналогичными плитами укрыли отделение водителя и радиста, но под углом 12°. Тем самым толщину брони в лобовых деталях довели до 200 мм.

Пушку в рубке установили на станке, чем ограничили сектор горизонтального обстрела — по 14° влево и вправо. Угол возвышения пушки не превышал 14°, снижения — 8°. Первоначально пулемет не предусматривался. Члены экипажа (а их было шестеро) признали это большим упущением, поскольку оказались полностью беззащитными в ближнем бою. После неоднократных обращений недостаток устранили — радист, размещенный рядом с водителем в изолированном от боевого отделения переднем отсеке корпуса, к октябрю 1943 г. получил свое огневое средство.

Наряду со штатными снарядами от 8,8-см зенитного орудия образца 1941 года, разработали и танковые унитарные выстрелы: фугасный, бронебойно-трассирующий, кумулятивный и подкалиберный. Два заряжающих обеспечивали боевую скорострельность до 10 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы фугасным снарядом составляла 15300 м, подкалиберным — 3000 м. С расстояния 1000 м бронебойно-трассирующий снаряд пробивал под углом 30° к нормали 165-мм гомогенную броню, а подкалиберный — до 193 мм. Несмотря на большую общую массу, малую скорость и низкую проходимость, «Элефанты» были грозным оружием. Известны случаи, когда они успешно вели огонь по танкам с дистанции около 5000 м.

От сложных и капризных двигателей Порше отказались. В средней части корпуса поместили два «Майбаха» HL120TRM, сопряженные с генераторами постоянного тока мощностью 260 кВт каждый и рабочим напряжением 385 В, Тяговые электромоторы располагались под рубкой в корме рядом с ведущими колесами. Боевое отделение вентилировалось, а генераторы и радиаторы охлаждались десятью вентиляторами,

Каждая гусеница приводилась в движение через свой двухрядный бортовой редуктор. В аварийном режиме или при боевых повреждениях одной из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой. Тормоза, блокирующие направляющие колеса, приводились в действие электрической и пневматической (резервной) системами. Движитель, оставшийся от экспериментальной машины, состоял из шести парных катков по каждому борту с очень сложной, но высокоэффективной схемой подвески с продольными торсионами.

«Элефанты» пошли в бой 6 июля 1943 года. Вооруженные ими 653-й и 654-й батальоны истребителей танков из 656-го полка, включенного в группу армий «Центр», действовали на северном фасе Курского выступа под Понырями. Потери за июль достигли 39 машин.

На советско-германском фронте эти истребители танков применялись еще несколько раз, в частности во время контрудара в октябре 1943 г. в районе Житомира. Затем их перебросили в Италию, где они и окончили свой боевой путь. На 1 сентября 1944 г. в строю насчитывалось 12 «Элефантов».

PzGer211.jpg PzGer213.jpg
PzGer212.jpg PzGer214.jpg
 Истребитель танков Jgd Pz Tiger (P) «Elefant»

Предыдущая Оглавление Следующая