Предыдущая Оглавление Следующая

 

PzGer312.jpg

Самоходка «Hummel» из коллекции музея в Мунстере (Германия)

В декабре 1944 года изготовили 24 (и переделали еще 6) самодвижущихся орудий на базе истребителя танков — 15cm SIG33/2 (Sf) auf Jgd Pz 38(t) «Hetzer». Была лишь увеличена рубка, но снята броневая крыша. Боевая масса — 16,5 т, экипаж — четыре человека, скорость — 32 км/ч. Боекомплект составлял 15 выстрелов, запас хода —130 км.

И, наконец, два последних заслуживающих внимания образца. Один из них специальной постройки. Это 15-см самоходная гаубица «Хуммель» — 15cm sFH 18/1 auf Fgst Pz III/IV «Hummel» (Sd Kfz 165). Фугасный снаряд массой 43,5 кг выстреливался из нее на дальность 13,3 км. Гаубица монтировалась в середине корпуса над перенесенным вперед двигателем. В остальном самоходная установка мало чем отличалась от уже описанной противотанковой СУ «Насхорн». В 1943—1944 годах фирмами Алькетт и Дойче Айзенверке было выпущено 714 машин. Причем за первые два месяца (апрель-май) была готова сотня машин. К ним же построили и 157 транспортеров боеприпасов. Эта техника приняла участие в летнем наступлении на Курском выступе.

Второй образец — типичный пример рационального приспособления для нужд вермахта трофейной техники. В качестве самодвижущегося лафета на этот раз использовали французский бронетранспортер «Лоррэн». Установленная на нем тяжелая гаубица получила полноправное армейское обозначение и ведомственный идентификатор — 15cm sFH 13/1 (Sf) auf GW lorrain Schlepper (f) (Sd Kfz 135/1).

Из самодвижущихся полевых артиллерийских систем калибром 10,5 см более подробно остановимся на сконструированной в начале 1942 года фирмой Алькетт очень удачной по многим показателям СУ «Веспе» — leichte Feldhaubitze 18/2 auf Fgst Pz Kpfw II (Sf) «Wespe» (Sd Kfz 124). В бою эта легкая подвижная машина была всегда готова поддержать мотопехоту и танки. Выпускала ее фирма FAMO на измененном шасси Pz Kpfw II: корпус немного удлинялся, двигатель переносился вперед. В ходовую часть вводились блокирующие подвеску тормоза, что увеличило устойчивость платформы для стрельбы. Отнесенная на корму рубка была просторна и удобна для работы расчета гаубицы. На верхнем наклонном листе передней части корпуса устанавливался несколько смещенный влево бронеколпак для водителя с люками в лобовом листе и крыше. Всего с февраля 1943-го по июль 1944 года изготовлено 676 самоходных установок и к ним 159 транспортеров боеприпасов Mun Schl. В их рубке перевозились 90 снарядов. Экипаж — три человека. Между собой они отличались только отсутствием гаубицы у последних, которую, впрочем, можно было быстро установить даже в полевых условиях. СУ «Веспе» впервые пошли в бой на Курской дуге и воевали на всех фронтах до конца войны.

Известны также самоходные 10,5-см орудия на базе трофейных французских танков Н35, R35, FCM, B2 и бронетранспортера «Лоррэн» (более подробно о них рассказано в главе о трофейной технике).

PzGer313.jpg

СУ 15cm sFH 18/1 auf Fgst Pz III/IV «Hummel» на Восточном фронте

PzGer314.jpg
Опытная СУ 15 cm le FH 18/1 Geschutzwagen IV (Sd Kfz 165/1) на заводе фирмы Крупп, 1942 г.

Предыдущая Оглавление Следующая