Первенство в доставке пехоты к объекту атаки под прикрытием брони принадлежит англичанам. Еще в 1918 году они приспособили корпус тяжелого танка Мк IХ для перевозки подогнем противника 50 стрелков.
В Германии эту идею весьма полно развил Г. Гудериан. Он считал, что танкам в бою обязательно следует придавать пехоту. И не «классическую» (т.е. пешую), а транспортируемую на машинах, имеющих приблизительно ту же проходимость, что и танки. Было у него желание снабдить ее и надежной броневой защитой. Но этого достичь не удалось ни кому. Бронетранспортеры (БТР) времен Второй мировой войны (английские — гусеничные, американские и немецкие — полугусеничные) могли, по существу, лишь подвозить пехоту к полю боя, где она все равно спешивалась. Только немцы пытались организовывать перемещение БТР на некоторой дистанции за танками: иногда успешно, а чаще с большими потерями.
Свою родословную немецкие бронетранспортеры ведут от артиллерийских тягачей. В 1933 году фирма Ганза-Ллойд-Голиаф в Бремене получила задание на проектирование 3-тонного полугусеничного тягача. Заказчик уже тогда в эту цифру вкладывал несколько иной от предназначения образца смысл: именно груз такой массы будет перевозиться в кузове, а не буксироваться на прицепе. Через год были представлены прототипы HLkl2 и HLkl3. В 1936 году началось серийное производство машин HLKl6, а тягачи HLKl5 выпускались до конца войны.
Когда ограничения по бронетанковой технике были полностью сняты, некоторые фирмы бронетранспортерами стали заниматься открыто: Ганомаг, например, ходовой частью, Бюссинг-NAG — корпусами. Первые БТР были испытаны в 1938 году. С весны 1939-го они стали поступать в войска. Несколько мотопехотных рот разных танковых дивизий сразу же оснастили средними бронетранспортерами mSPW (mittlerer Schützenpanzerwagen) Sd Kfz 251. Первоначально БТРы назывались mittlerer Gepanzerter Mannschaftskraftwagen. Некоторое время пользовались и заводским обозначением HLkl6p (p — значит бронированный).
Направление движения этих машин задавалось передними колесами. Основная нагрузка приходилась на гусеничный движитель. Он состоял из шести опорных катков, расположенных в шахматном порядке на индивидуальной торсионной подвеске, заднего направляющего и переднего ведущего колес. Рядом с последним на раме крепился двигатель.
Корпуса бронетранспортеров модификаций А, В и С собирались на болтах и сварных швах из бортовых и кормовых броневых листов под большими углами наклона. У модификации D — только на сварке. Причем для ускорения сборки конструкция была упрощена так, что количество составляющих ее деталей значительно уменьшилось.
Кабина предназначалась для экипажа — водителя (слева) и командира. За дорогой и местностью они следили через смотровые щели в лобовом и боковых щитках. В открытом сверху кузове с кормовой двухстворчатой дверью по бортам располагались сиденья. Машины модификации А имели смотровые щели в бортах корпуса.
![]() |
![]()
|
Колонна бронетранспортеров Sd Kfz 251 16-й танковой дивизии | Бронетранспортёры Sd Kfz 251 во Франции 1940 г. |
С июня 1939-го по сентябрь 1943-го шесть фирм изготовили 4650 бронетранспортеров первых трех модификаций. Затем до конца войны выпускались только БТРы модификации D — всего 10602 единицы.
Поскольку БТР изначально создавался как многофункциональная машина, насчитывалось не менее 23 вариантов оснащения средних бронетранспортеров. Наиболее многочисленными были те, которые предназначались для мотопехотных (панцергренадирских) частей и подразделений. Например, Sd Kfz 251/1 — штатное транспортное средство отделения. В нем помещалось 12 человек, в том числе два члена экипажа. Боевая масса — 9 т. В передней и задней частях кузова на шкворнях (открыто или за щитками) устанавливались два 7,92-мм пулемета MG34 (42). Боекомплект составлял 2010 патронов. Радиостанция имелась не всегда.