Оглавление Следующая

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ*

Петр БОЖЕНКО

(Русский подводный флот в 1905-1914 гг.)

RPL14001.jpg

После проигранной войны с Японией и потери большей части флота перед Россией встал вопрос о воссоздании морской мощи. Вопрос этот обсуждался и морскими кругами, и правительством, и широкими слоями населения. Очень точно высказался в 1906 году морской министр вице-адмирал А.А. Бирилев:

"Россия потеряла свою морскую силу во время последней войны за то, что не сумели решить вопрос, нужен ли ей флот, а если нужен - то какой?".

Для большинства как специалистов, так и простых граждан символом морской мощи считался громадный броненосец с крупнокалиберными пушками. О подводных лодках и их участии в прошедшей войне мало кто знал, и даже очень многие моряки считали, что это дорогостоящие игрушки. Именно такое мнение одержало в конечном итоге верх, и приоритет был отдан дредноутам. Причем некоторых особо ярых и дерзких с начальством "подводников", в частности лейтенанта М.М. Тьедера, одного из наиболее опытных командиров, заставили уйти в отставку и даже в период Первой мировой не вернули в строй. Это при том условии, что до тех пор, пока не был создан процесс нормальной подготовки офицеров-подводников, часто единственным офицером на лодке был командир. Однажды зафиксирован случай, когда из-за резкой нехватки офицерского состава один офицер командовал тремя (!!!) лодками сразу. Данный факт комментариев не требует.

Тем не менее, один из основателей подводного флота России капитан 1 ранга, позднее контр-адмирал Э.Н. Щенснович добился создания специальной комиссии по подводному плаванию, которая сформулировала в своем итоговом докладе положение, которое справедливо и сегодня: "Ни одна часть морской специальности не требует от личного состава таких положительных знаний, как подводные лодки; здесь каждый должен точно знать, что ему надо сделать при различных обстоятельствах, ошибки не допускаются...". Решения комиссии не пропали даром. В феврале 1906 года на рассмотрение Государственного Совета внесен проект организации отряда подводного плавания, утвержденный 27 марта (9 апреля) 1906 года. Так было создано первое регулярное подразделение российского подводного флота.

Еще ранее, в марте 1906 года, в официальную классификацию кораблей Российского Императорского Флота от 31 декабря 1891 года внесено изменение, включающее особый класс подводных лодок на правах кораблей 3-4 ранга, до этого они числились миноносцами.

В 1907 году особым циркуляром Главного Морского Штаба 68 офицерам, выдержавшим специальный экзамен, присвоено звание "Офицер подводного плавания". После этого обучение личного состава пошло нормальным образом. Офицер, закончивший Морской корпус, получал квалификацию после 10-ти месячного обучения, матрос - после 4-х месячных курсов. В состав учебного отряда вошел транспорт "Хабаровск" и субмарины - "Пескарь", "Стерлядь", "Белуга", "Лосось" и "Сиг". Именно по этим лодкам расписали 200 новобранцев, призванных в 1907 году на военную службу. Сложилась практика, при которой вновь вступающую в строй подлодку зачисляли в состав учебного отряда для прохождения курса боевой подготовки и сплочения экипажа. После его завершения корабль с укомплектованным и обученным экипажем поступал в состав отдельного дивизиона подлодок Балтийского флота.

Учебный отряд служил тем полигоном, где отрабатывались новые тактические маневры. Так в учебных целях атаковали транспорт "Хабаровск", а иногда и другие суда, приходящие в Ревель или Либаву, где дислоцировался отряд. Лодки много находились в море, причем стреляли учебными торпедами с мнущейся головной частью, чтобы добиваться прямого попадания в цель. Кроме просто учебных выходов в море, в отряде проводились различные испытания.

Очень многие военные моряки считали подводную лодку практически не пригодной для боевых целей, кроме ведения разведки и то в ограниченных пределах. Субмарина, конечно, может при случае атаковать торпедой боевой корабль, но из-за слабой видимости в перископ стрелять придется со 100-200 метров. Взрыв торпеды с сотней килограммов мощной взрывчатки обязательно погубит подлодку ударной волной, а атака из надводного положения результата не даст. Пытаясь практически решить вопрос о том, является ли подводная лодка оружием смертников, по инициативе помощника главного инспектора минного дела Морского Технического Комитета РИФ капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева в Либаве в 1906-1908 гг. провели серию уникальных испытаний. Около погруженной подводной лодки проводили взрывы, правда, выше корпуса, погрузив заряд всего на 5 метров. Первоначально взяли половинный заряд - 43 кг, затем и полный - 80 кг. На борту вначале помещали кроликов, овец, собаку и т.д. Опытов проводили очень много и осторожно, поэтому эксперимент затянулся на 3 года. Зато наши подводники точно знали, что торпедой стрелять вполне реально и это не "пропуск на тот свет". Такое положение вещей резко отличалось от ситуации на других флотах. Позволю себе привести несколько строк из воспоминаний помощника командира немецкой U-9 Иоганна Шписа о знаменитой атаке 22 сентября 1914 года, когда лодка потопила 3 английских броненосных крейсера: "Всех нас волновали важные вопросы: не выскочит ли лодка при выстреле на поверхность и не получит ли она повреждений в момент взрыва. Команда ожидала чего-нибудь ужасного и катастрофического".

RPL14002.jpg

Тр. "Хабаровск" вместе с подводными лодками "Карп", "Карась" и "Камбала"


* О действиях русских подводных лодок в войне 1904-1905 гг. 

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz