Предыдущая Оглавление Следующая

P-5. 8A62

Разработка ракеты Р-5 начата в конструкторском бюро Сергея Королева в НИИ-88 в 1949 году. Новая ракета должна была иметь дальность стрельбы, вдвое превышающую дальность Р-2. В октябре 1951 года был закончен эскизный проект. В 1952 году вышло постановление правительства о создании баллистической ракеты, обладающей дальностью полета свыше 1000 км.

К созданию форсированного маршевого двигателя для ракеты приступил Валентин Глушко.

"Двигатель РД-103 по сравнению со своими предыдущими вариантами РД-100 и РД-101 претерпел существенные изменения. Для обеспечения полетной дальности ракеты Р-5 (порядка 1200 км) двигатель форсировался до тяги 44 тс на земле. Форсирование тяги обеспечивалось путем повышения давления в камере, что потребовало принятия мер по обеспечению прочности узлов и агрегатов двигателя и интенсификации охлаждения камеры. Существенным отличием двигателя РД-103 от его прототипов явилось введение насосной подачи перекиси водорода. Это позволило отказаться от тяжелого стального торового бака с рабочим давлением 50 атм и заменить его алюминиевым баком с давлением 3,5 атм. Конструкторским изменениям подверглись и остальные узлы и агрегаты двигателя. Была модернизирована система и автоматика запуска и управления двигателем, введено регулирование тяги двигателя в полете". (Однажды и навсегда. Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. - М.: Машиностроение, 1998. С. 453).

RVSNM021.jpg

Р-5 на параде

Транспортные агрегаты ракетного комплекса разработаны Московским КБТМ под руководством Владимира Петрова. В ЦКБТМ под руководством Николая Лейкина был создан в единственном экземпляре лафет 8У211 для транспортировки, установки на стартовое сооружение и обслуживания ракеты, а также спроектирован и изготовлен установщик на гусеничном ходу 8У220 повышенной проходимости.

Комплекс наземного оборудования разрабатывался в ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина. Ракета имела техническую и стартовую позиции.

Если ракета Р-1 считалась аналогом немецкой ФАУ-2, а Р-2 - модернизацией ФАУ-2, то в конструкцию ракеты Р-5 и двигателя РД-103 были внесены столь существенные изменения, что и ракету, и двигатель, по утверждению специалистов, уже можно считать оригинальными отечественными разработками.

Первый пуск ракеты осуществлен 15 марта 1953 года. Первый испытательный пуск на уменьшенную дальность состоялся 2 апреля 1953 года на полигоне Капустин Яр. В ходе первого этапа летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) с апреля по май 1953 года было пущено 8 ракет. Первый успешный пуск на максимальную дальность проведен 19 апреля 1953 года.

В ходе второго этапа ЛКИ с октября по декабрь 1953 года произведено 7 пусков ракет на максимальную дальность. Третий этап ЛКИ проходил с августа 1954 года по февраль 1955 года. Было пущено 19 ракет. В 1954 году в ОКБ-1 на базе проходящей испытания Р-5 начата разработка баллистической ракеты Р-5М. По данным, приведенным в брошюре "Памятные даты из истории НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко", ракета Р-5 принята на вооружение в 1955 году.

На основе баллистической ракеты Р-5 разработаны геофизические ракеты Р-5А, Р-5Б, Р-5В, которые применялись для исследования верхних слоев атмосферы, изучения Солнца, звезд, космических лучей и проведения медико-биологических исследований животных в космосе. В 1970-е годы в интересах социалистических стран - членов Совета экономической взаимопомощи - с помощью ракет, созданных на основе Р-5, проводились исследования космического пространства по программе "Вертикаль"

Р-5. 8А62 [SS-3. Shyster]

Р-5 - одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности (баллистическая ракета дальнего действия). Разработана в НИИ-88 под руководством Сергея Королева. Ведущий конструктор - Дмитрий Козлов. Проектирование началось в 1949 году. Постановление правительства о создании ракеты вышло в 1952 году. Испытания проходили на полигоне Капустин Яр со 2 апреля 1953 года по февраль 1955 года. В 1954 году на базе ракеты Р-5 начата разработка Р-5М.

Маршевый однокамерный двигатель РД-103 разработан в ОКБ-456 под руководством главного конструктора Валентина Глушко. Компоненты топлива - этиловый спирт и жидкий кислород. Стартовое устройство - стационарная наземная пусковая установка - создано в ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина. Способ старта - газодинамический. Система управления инерциальная с радиокоррекцией траектории полета. Инерциальная СУ разработана в НИИ-885 под руководством Михаила Рязанского и Николая Пилюгина и в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова. Система радиоуправления спроектирована в НИИ-20 под руководством Бориса Коноплева. Органы управления - газоструйные и аэродинамические рули. Ракета имеет моноблочную неядерную отделяемую в полете головную часть. Опытное производство ракет освоено на Опытном заводе НИИ-88.

Максимальная дальность стрельбы, км 1200
Максимальная стартовая масса, т 26 (по другим данным, - 28,57 т).
 Масса незаправленной ракеты, т 4,2
Длина ракеты, м 20,75
Максимальный диаметр корпуса, м 1,65
Масса ГЧ, кг 1425
Скорость ГЧ при входе в плотные слои атмосферы на высоте  90 км, км/с. около 3
Тяга маршевого двигателя у земли, тс 44 
Тяга маршевого двигателя в пустоте, тс 50
Удельный импульс тяги маршевого двигателя у земли, кгс*с/кг 220
Удельный импульс тяги маршевого двигателя в пустоте, кгс*с/кг 243
Время работы маршевого двигателя, с 219
Масса маршевого двигателя, кг 870

Р-5М. 8К51

12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне было проведено успешное испытание первого отечественного термоядерного малогабаритного заряда РДС-6 мощностью 400 кт. Испытание созданного на базе РДС-6 доставляемого варианта заряда ракеты произведено в октябре 1955 года. На его основе создан боезаряд ракеты Р-5М.

В 1953 году Сергеем Королевым в ОКБ-1 была образована группа конструкторов для разработки ГЧ ядерного заряда. Группу возглавил Виктор Садовый. 10 апреля 1954 года вышло постановление правительства о создании на базе проходившей испытания Р-5 ракеты, оснащенной ядерной боевой частью. Первый испытательный пуск Р-5М (такой индекс получило новое изделие) состоялся на полигоне Капустин Яр 21 января 1955 года. На первом этапе с января по июль было пущено 14 (по другим данным - 17) ракет, имевших обычные головные части. Второй этап испытаний проходил с августа по ноябрь 1955 года. Было проведено 10 испытательных пусков ракет. Несмотря на то, что базовое изделие прошло отработку на полигоне, Королев провел цикл обширных испытаний с единственной целью - добиться последующих безаварийных пусков ядерных ракет.

11 января 1956 года начался заключительный (зачетный) этап летных испытаний. Проведена серия пусков ракет, оснащенных имитатором головной части. 2 февраля 1956 года в СССР произведен первый экспериментальный пуск баллистической ракеты Р-5М, оснащенной ядерной боеголовкой, с последующим атомным взрывом (операция "Байкал"). Стартовав со специальной площадки № 4Н полигона Капустин Яр, преодолев расстояние 1200 км, ракета благополучно достигла цели в районе г. Аральска. После срабатывания ударного взрывателя произошел атомный взрыв мощностью 80 кт (по другим данным, мощность взрыва - 300 кт). Испытания ракеты были завершены в феврале 1956 года.

Маршевый ЖРД РД-103М на базе РД-103 разработан в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко. Головным разработчиком комплекса наземного оборудования ракеты было ГСКБ Спецмаш, возглавляемое Владимиром Барминым. Транспортные агрегаты ракетного комплекса созданы Московским КБТМ под руководством Владимира Петрова. Установщик "портального типа" разработан в ЦКБ тяжелого машиностроения под руководством Николая Кривошеина.

"В отличие от схемы установки на пусковой стол с помощью лафета, принятой для ракет Р-1 и Р-2, была разработана и предложена новая схема установки ракеты с помощью установщика и подъемно-транспортной тележки, приводящая к значительному сокращению времени и упрощению этой операции". (Корнеев Н.М., Неустроев В.Н. Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин. Основные этапы жизни и деятельности. М., 1999. С. 43).

21 июня 1956 года Р-5М принята на вооружение инженерных бригад РВГК. За создание ракетного комплекса Р-5М конструкторы Сергей Королев, Василий Мишин, Валентин Глушко, Владимир Бармин, Михаил Рязанский, Николай Пилюгин, Виктор Кузнецов и ученые Юлий Харитон, Яков Зельдович, Андрей Сахаров, Мстислав Келдыш были удостоены звания Героя Социалистического Труда. В конце 1954 года на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске изготовили первые пять ракет Р-5М. В 1956 году на этом заводе развернули серийное производство ракет и двигателей РД-103М.

Конструкторам удалось автоматизировать процесс запуска (это было связано с наличием ядерного боезаряда на борту), но предстартовая подготовка была длительной. Первоначально для приведения ракеты в состояние боевой готовности требовалось 30 часов. Позже, за счет улучшения организации работы, время подготовки сократилось до 5-6 часов. Время предстартовой подготовки составляло 2 часа.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz