Предыдущая Оглавление Следующая

Р-7. 8К71 [SS-6. Sapwood]

Р-7 - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Разработана в ОКБ-1 под руководством Сергея Королева. Ведущий конструктор - Дмитрий Козлов. Проектирование началось в 1954 году. Испытания проходили на полигоне Байконур с 15 мая 1957 года по июнь 1958 года. Ракетный комплекс принят на вооружение 20 января 1960 года, но не ставился на боевое дежурство.

Первая ступень (четыре боковых блока) оснащена четырьмя маршевыми четырехкамерными ЖРД РД-107 (8Д74) и четырьмя рулевыми двухкамерными двигателями. Вторая ступень снабжена четырехкамерным маршевым ЖРД РД-108 (8Д75) и рулевым четырехкамерным двигателем. Маршевые двигатели РД-107 и РД-108 разработаны в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко. Рулевые двигатели созданы в ОКБ-1 под руководством Михаила Мельникова. Компоненты топлива - керосин Т-1 и жидкий кислород. Стартовое устройство - стационарная наземная пусковая установка - разработано в ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина. Способ старта - газодинамический.

Транспортные агрегаты комплекса спроектированы в КБТМ под руководством Владимира Петрова. Агрегаты наземного обслуживания разработаны в ЦКБ тяжелого машиностроения под руководством Николая Кривошеина. Система управления инерциальная с радиокоррекцией траектории полета. Система автономного управления разработана в НИИ-885 под руководством Николая Пилюгина. Система радиоуправления проектировалась в НИИ-885 под руководством Михаила Рязанского. Командные приборы разработаны в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова. Органы управления ракеты - рулевые двигатели и воздушные рули. Комплекс электрооборудования разработан в НИИ-627 Министерства электротехнической промышленности (ныне - Всероссийский НИИ электромеханики) под руководством Андроника Иосифьяна. Ракета имеет моноблочную ядерную отделяемую в полете головную часть. Атомный боезаряд создан под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца. Опытное производство ракет велось на Опытном заводе ОКБ-1 в Подлипках. Серийное производство ракет развернуто в 1958 году на Куйбышевском авиазаводе № 1. Производство маршевых двигателей первой и второй ступеней осуществлялось на Куйбышевском моторостроительном заводе № 24 имени М.В.Фрунзе.

Максимальная дальность стрельбы, км 8000
Максимальная стартовая масса, т 283 
Сухая масса ракеты с головной частью, т 27
Общая масса заправленного топлива ракеты, т более 250
Масса головной части, т 5,4
Мощность ядерного боезаряда, Мт 3 (5).
Длина ракеты, м 31-33
Длина центрального блока ракеты, м 19,2
Длина- конической головной части, м 3,5
Максимальный поперечный размер собранного пакета, м 10,3
Тяга маршевого двигателя первой ступени у земли, т 82
Тяга маршевого двигателя первой ступени в пустоте, т 100
Удельный импульс тяги маршевого двигателя первой ступени у земли, кгс*с/кг. 252
Удельный импульс тяги маршевого двигателя первой ступени в пустоте, кгс*с/кг 308
Время работы маршевых двигателей боковых блоков (первой ступени), с 120
Масса маршевого двигателя первой ступени, кг 1155
Тяга маршевого двигателя второй ступени у земли, тс  75
Тяга маршевого двигателя второй ступени в пустоте, тс 94
Удельный импульс тяги маршевого двигателя второй ступени у земли, кгс*с/кг 243
 Удельный импульс тяги маршевого двигателя второй ступени в пустоте, кгс*с/кг 305
Время работы маршевого двигателя центрального блока (второй ступени), с до 290
Масса маршевого двигателя второй ступени, кг 1250

Р-7А. 8К74

Задание ОКБ-1 на разработку МБР Р-7А утверждено правительством страны 2 июля 1958 года. Необходимо было увеличить дальность стрельбы.

"Максимальная дальность полета ракеты Р-7, которую мы наконец сдали на вооружение, определялась ее отделяющейся головной частью, в которой размещался термоядерный заряд. Этот заряд потребовал создания головной части общей массой более пяти с половиной тонн. С таким "полезным грузом" ракета никак не могла преодолеть дальность более 8000 км. При стрельбе со стартовых площадок полигона в Тюратаме этого было явно недостаточно. Сильно раздуваемая нашей пропагандой версия о потере США преимуществ ядерной недосягаемости была устрашающей для американцев, но фактически Р-7 не могла дотянуться до многих стратегических центров США. Для того, чтобы Р-7 стала действительно межконтинентальным оружием, требовалось увеличить ее дальность до 12000 -14000 км, то есть более чем в полтора раза". (Черток Б.Е.. Ракеты и люди. Фили - Подлипки - Тюратам. - М.: Машиностроение. 1996. С. 228).

Для увеличения дальности решено было оснастить головную часть ракеты ядерным боезарядом облегченного типа.

"На основе заряда РДС-37, в результате длительных исследований, конструкторских разработок и натурных испытаний заряда, в 1957 г. был создан термоядерный заряд 46А, который хорошо компоновался в головную часть ракеты Р-7 (скорее всего, ракеты Р-7А, так как Р-7 в 1957 году уже вышла на испытания - прим. авт.) и удовлетворял, помимо массо-габаритных характеристик, всем траекторным воздействиям и эксплуатационным требованиям". (Ю. Харитон, А.А. Бриш "Ядерное вооружение" в кн. "Советская военная мощь от Сталина до Горбачева". М.: Издательский дом "Военный парад", 1999. С. 158). Первый испытательный пуск Р-7А состоялся 24 декабря 1959 года на полигоне Байконур (в печати часто приводятся данные о первом пуске, состоявшемся 24 декабря 1958 года, однако в этот день начались испытания космической ракеты-носителя, созданной на базе Р-7). Из-за неисправности двигателя пуск был аварийным. Всего в рамках ЛКИ проведено восемь пусков ракет. Четыре ракеты достигли цели на камчатском полигоне Кура. В июле 1960 года испытания закончились. В ходе ЛКИ была достигнута дальность стрельбы 9500 км.

В соответствии с постановлением правительства от 2 июля 1958 года в головной организации - ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина начата доработка стартового комплекса для ракеты Р-7А. Предусматривалась возможность после доработки комплекса проведения пусков как ракеты Р-7, так и ракеты Р-7А.

Р-7А - первая отечественная ракета, для которой было спроектировано и построено стационарное стартовое сооружение (предыдущие ракеты имели полевые возимые стартовые устройства). Из-за габаритных размеров ракета на полигон доставлялась железнодорожным транспортом в разобранном виде (поблочно). Сборка с последующими испытаниями проводилась на специально построенном техническом комплексе. Собранная и проверенная ракета транспортировалась на стартовую позицию на специальном транспортно-установочном агрегате по рельсовому пути с помощью тепловоза. Заправка компонентами топлива проводилась с подвижных заправочных агрегатов, прибывающих на старт вслед за ракетой.

Транспортные агрегаты комплекса созданы в КБТМ под руководством Владимира Петрова. Разработка усовершенствованных агрегатов наземного обслуживания начата в ЦКБ тяжелого машиностроения под руководством Николая Кривошеина в мае-июне 1957 года. Агрегаты были смонтированы на полигонах Плесецк и Байконур в конце 1959 года. В начале 60-х годов инженерное сопровождение работ на технической позиции Р-7А было передано главным конструктором ГСКБ Спецмаш Московскому КБ "Мотор".

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz