Предыдущая Оглавление Следующая

Р-14. 8К65

Разработка ракеты Р-14 в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля была начата в соответствии с постановлением правительства от 2 июля 1958 года Эскизный проект разработан в декабре 1958 года. Ракета должна была обладать дальностью стрельбы, достаточной для поражения любого военного объекта на территории Западной Европы, включая базы США в Испании.

"КБ Глушко специализировалось на мощных двигателях с использованием как криогенных компонентов на основе жидкого кислорода в качестве окислителя, так и высококипящих (т.е. жидких в нормальных условиях), долгохранимых. Несколько меньший удельный импульс тяги, обеспечиваемый высококипящими компонентами ракетного топлива, и свойственная им, как правило, токсичность, компенсировались при проектировании ряда комплексов такими положительными факторами, как возможность длительного пребывания ракет в заправленном состоянии, большая боеготовность, самовоспламенение компонентов... В конце пятидесятых годов по инициативе Глушко началось освоение нового азотсодержащего горючего:- несимметричного диметилгидразина (НДМГ). С азотнокислотными двигателями это горючее обеспечивает на 6-8 с больший удельный импульс тяги, чем широко применяемые нефтепродукты (в частности, керосин). Расчеты были подтверждены экспериментально". (Однажды и навсегда... Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. - М.: Машиностроение, 1998. С. 478-479).

RVSNM035.jpgRVSNM036.jpg

Р-14 на стартовой позиции

Несимметричный диметилгидразин (НДМГ) был разработан учеными Ленинградского Государственного института прикладной химии (ГИПХ). К началу 60-х годов удалось освоить технологию промышленного производства этого горючего.

Маршевый двигатель РД-216, состоящий из двух двухкамерных модулей РД-215, разработан в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко. Каждый модуль имел турбонасосный агрегат, газогенератор и агрегаты автоматики. Компоненты топлива - горючее НДМГ и окислитель АК-27И. Газогенераторы работали на основных компонентах топлива, что позволило исключить перекись водорода. Впервые в ракете применялись только два жидких компонента, что улучшало ее эксплуатацию в войсках.

Подвижной стартовый комплекс и наземное оборудование разработаны в Московском ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина. Разработка начата в соответствии с решением правительства от 2 июля 1958 года.

RVSNM037.jpg

"При создании этого комплекса агрегатов особое внимание В.П. Барминым было уделено отработке схемы обеспечения заданных доз заправки ракеты с помощью системы контроля уровня (СКУ), по сигналам которой заправочные агрегаты автоматически переходили на заданную производительность или прекращали заправку; вопросам электротермостатирования боевых частей ракеты в процессе ее нахождения на старте; реализации принятой схемы подвода к пусковому столу заправочных коммуникаций и кабелей и защите их от воздействия газовой струи двигателя ракеты, а также вопросам работы агрегатов и комплекса в целом с новым высокотоксичным компонентом топлива". (Корнеев Н.М., Неустроев В.Н. Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин. Основные этапы жизни и деятельности. М., 1999. С. 44). На первом этапе работ для Р-14 в ГСКБ Спецмаш совместно с кооперацией предприятий под общим руководством Владимира Бармина был создан подвижной (возимый) грунтовой наземный стартовый комплекс. Этот стартовый комплекс в составе ракетного комплекса был принят на вооружение в апреле 1961 года. Позже в КБТМ под руководством Владимира Петрова начата разработка стационарных наземных стартовых комплексов, которые были созданы в небольшом количестве. В КБТМ разработано также транспортно-установочное оборудование. В ЦКБТМ под руководством главного конструктора Николая Кривошеина разработан установщик 8У224. Пусковой стол ракеты перевозился на отдельной автомашине. Огневые стендовые испытания двигателя ракеты начаты в Загорском НИИ-229 28 марта 1960 года. Летно-конструкторские испытания ракеты Р-14 на полигоне Капустин Яр начались 6 июня 1960 года. Район падения головных частей находился неподалеку от Братска. В декабре 1960 года испытания завершили. Поданным НПО "Энергомаш", 12 апреля 1961 года подписан приказ председателя Госкомитета по оборонной технике о завершении летно-конструкторских испытаний ракеты Р-14. Поданным ГКБ "Южное", 24 апреля 1961 года Р-14 для наземных стартовых комплексов была принята на вооружение. По данным НПО "Энергомаш", ракета принята на вооружение в мае 1961 года.

Для автономной инерциальной системы управления ракеты была впервые разработана гиростабилизированная платформа. Торможение корпуса в конце активного участка траектории осуществлялось с помощью трех пороховых ракетных двигателей, размещенных снаружи приборного отсека. Органами управления являлись газоструйные рули. Гарантийный срок хранения заправленной ракеты - 30 суток.

В 1960 году серийное производство Р-14 освоено на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске и на Красноярском машиностроительном заводе № 1001. На Южмаше изготовлялись также двигатели РД-216. В 1962 году, в связи с загруженностью КБ "Южное", документация Р-14 и разработка ракет, созданных на базе Р-14, была передана в Красноярское КБ-10 (НПО прикладной механики), возглавляемое Михаилом Решетневым, где проводилась доработка ракеты и ее головной части. Позже КБ Решетнева передало конструкторскую документацию и право на авторское сопровождение в производстве и эксплуатации ракеты в КБ Омского ПО "Полет" (головное предприятие по сборке космических ракет-носителей, созданных на базе Р-14, прежнее название - авиазавод № 166). Главным конструктором КБ ПО "Полет" был А.С. Клинышков.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz