"Первоначально стартовый комплекс на базе МБР Р-16 проектировался как наземный подвижной, однако проработки показали, что этот вариант крайне сложен и громоздок. Было принято решение о создании комплекса наземного стационарного базирования. Именно в таком варианте комплекс и был принят на вооружение в 1961 г. Наземный стартовый комплекс для МБР Р-16 (условное обозначение "Шексна-Н") включал в себя боевые стартовые позиции, на которых располагались по два стартовых устройства с общими командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Для комплекса были установлены готовности, в основном подобные тем, что применялись для комплексов с ракетами Р-12 и Р-14. Высшей степенью боевой готовности являлась полная готовность. Только при этой степени готовности ракета заправлялась компонентами ракетного топлива". (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. Е.Б. Волкова. - М.: РВСН, 1996. С. 114).
В состав наземного стартового комплекса "Шексна-Н" входили два открытых стартовых устройства, командный пункт, ремонтно-техническая база и хранилища компонентов топлива. Транспортно-установочное оборудование ракетного комплекса разработано Московским КБТМ под руководством Владимира Петрова.
Система управления разработана под руководством главного конструктора НИИ-944 Виктора Кузнецова. В разработке СУ принимали участие главные конструкторы НИИ-692 Борис Коноплев и Владимир Сергеев.
Р-16 - это первая МБР, оснащенная двигателями на высококипящем хранимом топливе и автономной системой управления. Ракета имела гарантийный срок хранения в заправленном состоянии 30 суток. Для торможения корпуса второй ступени ракеты при отделении ГЧ использовались пороховые ракетные двигатели.
По данным РВСН, 1 ноября 1961 года первые два ракетных полка Р-16 с пусковыми установками наземного типа поставлены на боевое дежурство в Юрье Кировской области, один полк - под Нижним Тагилом и боевая стартовая станция на Байконуре. В этом же году под Плесецком началось строительство наземных боевых стартовых комплексов для МБР Р-9А и Р-16. На вооружении полка с ракетами Р-16 для наземных стартовых комплексов имелись три пусковые установки. Первоначально позиционный район полка носил название боевой стартовой станции. Отдельно располагался пристартовый городок.
К 1972 году последние боевые ракетные комплексы Р-16 наземного старта были сняты с боевого дежурства.
Р-16. 8К64 [SS-7. Saddler]
Р-16 - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для наземных стартовых комплексов. Разработана в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля. Проектирование начато 17 декабря 1956 года. При подготовке ракеты к первому испытательному пуску 24 октября 1960 года произошла катастрофа. Первый успешный испытательный пуск проведен на полигоне Байконур 2 февраля 1961 года. Испытания завершены в феврале 1962 года. Комплекс для наземного старта поставлен на боевое дежурство 1 ноября 1961 года. Принят на вооружение 15 июня 1963 года.
Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-218 (8Д712), состоящим из трех двухкамерных модулей РД-217. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-219 (8Д713). Двигатели спроектированы в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко. Рулевой двигатель первой ступени имеет четыре поворотных камеры сгорания. Рулевой двигатель второй ступени - четырехкамерный. Стартовое устройство - стационарная наземная пусковая установка - создано под руководством главного конструктора КБ Новокраматорского машиностроительного завода В.И. Капустинского и главного конструктора Ленинградского ЦКБ-34 Евгения Рудяка. Способ старта - газодинамический. Компоненты топлива - горючее НДМГ и окислитель АК-27И. Автономная инерциальная система управления разработана в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова и в НИИ-692 под руководством Бориса Коноплева и Владимира Сергеева. Ракета имеет моноблочную ядерную отделяемую в полете головную часть. Ядерный боезаряд создан под руководством Самвела Кочарянца. Серийное производство ракет развернуто в 1961 году на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске и Омском авиазаводе № 166.
Максимальная дальность стрельбы с "легкой" ГЧ, км | 13000 |
Максимальная дальность стрельбы с "тяжелой" ГЧ, км | 10500 |
Максимальная стартовая масса, т | 140 |
Масса топлива, т | 130 |
Масса приборов системы управления, кг | 440 |
Масса головной части, т | 1,4 - 2,1 |
Длина ракеты, м | 34,3 |
Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м | 3 |
Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м | 2,7 |
Тяга маршевой двигательной установки первой ступени у земли, тс | 226 |
Удельный импульс тяги маршевого двигателя первой ступени у земли, кгс*с/кг. | 246 |
Время работы маршевого двигателя первой ступени, с | 90 |
Тяга маршевого двигателя второй ступени, тс | 90 |
Удельный импульс тяги маршевого двигателя второй ступени, кгс*с/кг | 293 |
Время работы маршевого двигателя второй ступени, с | 125 |
Р-16У. 8К64У
Разработка МБР Р-16У, унифицированной для наземного и шахтного способов базирования, начата в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля 30 мая 1960 года. Первый пуск на полигоне Байконур Р-16У с наземного старта произведен 10 октября 1961 года.
Разработка шахтной пусковой установки группового старта "Шексна" начата в ЦКБ-34 под руководством Евгения Рудяка после выхода приказа ГКОТ от 14 июня 1960 года о создании шахтных пусковых установок для ракет Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9.
ЕВГЕНИЙ РУДЯК родился в 1908 году. Его трудовая деятельность началась в 1932 году в КБ Ленинградского завода "Большевик" (в прошлом и ныне - "Обуховский завод"). В 1937 году он был назначен руководителем проекта самоходной артиллерийской установки Б-23, а в 1939 году - главным конструктором заводского проектно-конструкторского отдела.
В начале войны конструкторский отдел Евгения Рудяка эвакуируется в Сталинград, но сам главный конструктор остается в Ленинграде, чтобы закончить разработку крайне необходимых городу железнодорожных артиллерийских установок. В ноябре 1941 года, закончив работу, Рудяк уезжает в подмосковные Мытищи, где работает главным конструктором машиностроительного завода. Из Подмосковья его направляют в Сталинград. Рудяк назначается главным конструктором КБ-2 завода "Баррикады", где были собраны эвакуированные конструкторские коллективы завода "Большевик" и Ленинградского металлического завода.
Спустя некоторое время коллективы конструкторов были переведены в Юргу, где на строящемся заводе № 75 создается Конструкторский отдел морского вооружения. Из Юрги в 1943 году группа Евгения Рудяка переезжает в Подлипки, где создается Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) Василия Грабина. В 1944 году Рудяк возвращается в Ленинград и приступает к работе в Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро (МАЦКБ) под руководством главного конструктора Ильи Иванова.
В середине 1950-х годов, по решению правительства страны, КБ Рудяка приступает к разработке стартовых установок баллистических ракет подводных лодок, морских крылатых и зенитных ракет. В 1960 году начинается разработка шахтных пусковых установок МБР.
"Принятые в период 1945-1961 годов на вооружение Военно-Морского Флота артиллерийские и стартовые установки, главным конструктором которых являлся Е. Г. Рудяк, по своим тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам не уступали лучшим мировым образцам и длительное время находились в эксплуатации на флоте". (Б.Г. Лисичкин "Евгений Георгиевич Рудяк". "Невский бастион", Вып. 5. 1998). Занимаясь разработкой ШПУ для Р-16У, Евгений Рудяк впервые предложил установить в шахту пусковой стакан. Это давало возможность во время старта ракеты через специальные отверстия между шахтой и пусковым стаканом отводить наружу газовую струю работающих двигателей.