В конце 60-х годов в США появились несколько типов станковых 40-мм автоматических гранатометов. Автоматика гранатомета М19 работала за счет отдачи свободного затвора. Питание ленточное, в боекомплект входили осколочные, бронебойные и дымовые гранаты. Гранатомет был установлен на треножном станке. Вес гранатомета — 34 кг, начальная скорость гранаты — 240 м/с, дальность прицельная — 2000 м.
На вертолетах американцы устанавливали 40-мм автоматические гранатометы М75, в которых автоматика работала за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Вес гранатомета без боекомплекта — 15 кг. Вес осколочной гранаты — 170 г. Подача патронов ленточная. Начальная скорость гранаты — 240 м/с, дальность прицельная — 2000 м.
Автоматические гранатометы успешно применялись США во Вьетнаме. Они использовались пехотными подразделениями, их устанавливали на вертолетах и катерах.
В начале 70-х годов фирма Филко-Форд разработала более эффективный образец 40-мм автоматического гранатомета ХМ 129. Принципиальным отличием гранатомета ХМ 129 от М75 было введение внешнего привода(от электромотора) для действия автоматики и подачи патронов. Подача патронов беззвеньевая, через особый рукав. Темп стрельбы — 320-440 выстр./мин.
Пехотный автоматический гранатомет АГС-30
Вес гранатомета без боекомплекта и привода — 19,5 кг. Вес патрона — 330 г, вес снаряда — 240 г. Начальная скорость снаряда — 240 м/с. Эффективная дальность стрельбы — 1500—2000 м.
В боекомплект гранатомета ХМ-129 входили осколочные, дымовые и кумулятивные снаряды (гранаты). Гранатомет ХМ-129 устанавливался на турелях, включая ТАТ-141. Он предназначался для вооружения вертолетов АН-1, АН-56А, UH-1B и других.
Получив данные о применении автоматических гранатометов во Вьетнаме, советское руководство срочно решило создать такое оружие у себя. За проектирование автоматического гранатомета взялось то же самое ОКБ-16 под руководством Нудельмана. К первой половине 1969 года 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя» (заводской индекс 216-П) прошел заводские испытания.
Работа автоматики этого гранатомета основана на принципе использования энергии отката свободного затвора. Подача патрона производится в конце отката затвора. При движении затвора вперед он досылается в патронник. В начале отката затвора стреляная гильза выбрасывается вниз из ствольной коробки. Питание гранатомета одностороннее (правое), осуществляется из патронного ящика с помощью металлической рассыпной ленты, состоящей из отдельных звеньев, не соединенных шплинтами. Емкость ленты — 29 патронов. Охлаждение ствола воздушное, допускающее стрельбу до 300 выстрелов.
Противооткатные устройства гранатомета состоят из гидравлического тормоза и пружинного накатника. Заряжание и перезаряжание гранатомета производилось вручную.
Вес гранатомета с треножным складным станком, но без боекомплекта составлял 31 кг, из которых 18 кг приходилось на тело гранатомета, 12 кг — на станок и 1 кг на оптический прицел ПАГ-17. Вес коробки с 29 выстрелами — 14,5 кг. Механизмы вертикального и горизонтального наведения секторные. Станок оснащен механизмом точного горизонтирования.
Танкодесантный корабль на воздушной подушке пр. 12061 оснащен двумя установками БП-30 :