Предыдущая Оглавление Следующая

RuBRM048.jpg

Бронеавтомобили советского периода

После революции молодой Советской республике достался достаточно разномастный парк боевых машин: «Ланчестеры», «Остины», «Джефери», «Витфорты», «Гарфорды», «Фиаты» и другие. Однако, несмотря на организацию на Ижорском заводе с 1918 года бронирования полученных еще до революции шасси «Остин» и «Фиат» и изготовление в 1919 году партии бронеавтомобилей «Остин-Кегресс», машин катастрофически не хватало. Массовое же производство бронеавтомобилей в Советском Союзе полностью отечественной конструкции началось только в 1927году. Недостаток бронемашин вызвал даже появление таких «экзотических» конструкций, как установка кирпичных стенок или мешков с песком и пулеметов Максима на пехотных станках в кузовах грузовых автомобилей. Несмотря на это, к 1 октября 1920 г. в Красной Армии был создан уже 51 броневой автомобильный отряд.

Наибольшее распространение в то время получили «Остины», как английской, так и отечественной сборки. На конец 1921 года в автобронеотрядах, на предприятиях и складах имелось около 16 машин 1-й серии английского производства, 15 2-й серии и 78 3-й серии и русской сборки. На 10 декабря 1929 г., в РККА еще имелось 76 броневиков «Остин» всех типов. Окончательно с вооружения они были сняты только в 1931 году.

ЛЕГКИЕ БРОНЕАВТОМОБИЛИ

Д-8

Спроектирован и построен под руководством Н.И. Дыренкова на шасси легкового автомобиля «Форд-А», собиравшегося из американских деталей и узлов на заводе КИМ в Москве. Бронирование корпуса осуществлялось на Ижорском заводе в Ленинграде. Машина была принята на вооружение и выпускалась с 1931 по 1932 год небольшой серией. К началу войны еще несколько бронеавтомобилей Д-8 сохранились в учебных организациях ОСОАВИАХИМА.

Бронеавтомобиль не имел вращающейся башни, вооружение устанавливалось в корпусе. Оно состояло из пулемета ДТ, расположенного в шаровой опоре в лобовом броневом листе справа от водителя. Для запасного пулемета была предусмотрена дополнительная огневая точка в кормовом броневом листе. Кроме того, в боковых стенках, имелись амбразуры, закрываемые бронезаслонками, из которых можно было вести фланговый огонь. Корпус сварен из термообработанных броневых листов толщиной до 8 мм, установленных наклонно, что повышало пулестойкость. Перед радиатором имелись бронированные жалюзи, которые в боевом положении закрывались. В этом случае воздух к двигателю шел через броневой лоток, защищавший переднюю ось и картер. По бокам капота имелись подъемные дверцы, состоящие из двух складывавшихся при подъеме листов.

Машина получилась легкой и компактной: боевая масса — 1600 кг, высота — всего 1680 мм, длина — 3540 мм, ширина — 1705 мм. Бензиновый двигатель «Форд-А» мощностью 40 л. с. обеспечивал максимальную скорость 85 км/час. Экипаж — 2 человека.

Д-12                

Практически одновременно с Д-8 был построен Д-12, отличавшийся установкой на крыше боевого отделения авиационной турели с пулеметом ПВ, который мог вести огонь по воздушным целям. При этом был увеличен объем боевого отделения, изменена форма корпуса в кормовой части и уменьшен угол наклона задних броневых листов. Высота машины увеличилась до 2015 мм (с установленным пулеметом — 2520 мм), боевая масса возросла на 70 кг. Особых влияний на подвижность и проходимость это не оказало. Выпускался небольшой серией параллельно с Д-8.

Д-8 МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ

На модернизированном варианте устанавливалась поворотная башня с пулеметом ДТ. Послужил прототипом более совершенного броневика ФАИ.

ФАИ

Бронеавтомобиль разработан в 1932 году на шасси легкового автомобиля ГАЗ-А. В том же году он был принят на вооружение и с 1933 по 1936 гг. выпускался серийно на Ижорском заводе в Ленинграде. За это время было выпущено 636 единиц. Машины поступали в разведывательные подразделения танковых, кавалерийских и стрелковых частей и соединений. Использовались для разведки, связи и в качестве штабных. Принимали участие во всех боевых действиях 30-х годов и в операциях Великой Отечественной войны вплоть до 1943 года.

RuBRM049.jpg RuBRM050.jpg RuBRM051.jpg RuBRM052.jpg

 Легкий бронеавтомобиль ФАИ

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz