Анализ физико-технических особенностей взаимодействия БПС с перспективными типами защит бронеобъектов свидетельствует о необходимости проведения более глубоких исследований применительно к созданию новых конструкций БПС.
Не менее сложной остаётся ситуация с артиллерийскими кумулятивными снарядами, которые не преодолевают современные типы ДЗ.
В военных конфликтах предполагается участие большого количества легкобронированной техники, например, БМП «Мардер», «Брэдли», БТР M113 и др. Известно, что бронирование БМП, БТР предназначено защищать экипаж, десант и внутренние агрегаты, в основном, от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Но только лобовая часть броневого корпуса и башни этих машин способна противостоять 20...30-мм бронебойным снарядам. Иными словами, лобовое бронирование зарубежных БМП, БТР имеет толщину порядка 20...30 мм, а бортовое, дна и крыши — 10 мм, что явно недостаточно для защиты от артиллерийских снарядов калибра более 30 мм, от гранатомётов, противотанковых ракет, неуправляемых кумулятивных кассетных элементов, самонаводящихся и самоприцеливающихся боеприпасов, доставляемых авиацией, РСЗО и различных инженерных мин. В этих условиях особенно усугубляется судьба экипажа и десанта БМП при атаках в едином строю с танками. В этом случае весь арсенал противотанковых средств будет эффективно поражать экипаж, вызывать взрыв боезапаса и горение топлива. Но по БМП и БТР ещё до подхода к зоне боевых действий будут наноситься удары различными противотанковыми боеприпасами, доставляемыми различными носителями. Действие этих боеприпасов будет весьма эффективным. Наиболее эффективным будет результат попадания ударного ядра самоприцеливающегося боеприпаса «Мотив-3М». Его ударное ядро (масса порядка 0,5 кг, скорость — 2 км/с, бронепробиваемость — 120 мм) после пробития бронезащиты образует мощный осколочный поток массой в несколько килограммов, который надёжно поражает десант, вызывает возгорание топливных баков и пороховых зарядов гильз. Поражение усугубляется рикошетом части осколков, которые наносят дополнительные повреждения.
Схема БПС ЗБМ32:
1 - корпус из обедненного урана; 2 - ведущее кольцо, состоящие из отделяющихся секторов; 3 - ведущий поясок; 4 - стабилизатор; 5 - трассер.
Картина обтекания кумулятивного снаряда сверхзвуковым потоком
Сравнительный анализ бронезащиты танка М1А2 и бронепробивного действия противотанковых боеприпасов позволяет отметить следующее:
- классическая компоновочная схема танка М1А2 обусловила высокие параметры бронезащиты только лобовых частей башни и корпуса;
- слабое бронирование бортов, крыши и кормовой части танка М1А2 не обеспечивает его выживаемость в боевых условиях от современных противотанковых средств;
- в целом, бронезащита танка М1А2 не соответствует условиям будущих военных конфликтов с применением перспективного противотанкового вооружения;
- основная масса российских противотанковых средств способна бороться с танками типа М1А2, «Леопард-2А5» и др., не оснащённых ДЗ.
Интенсивное развитие характеристик противотанковых средств значительно опередило параметры защиты, заложенные в танк «Генерал Абрамс». Несмотря на многократную модернизацию этой машины её защита оказалась необеспеченной от современных боеприпасов, особенно при атаке сверху. Танк М1А2, конечно, ещё протянет пару десятков лет, но его судьба уже предрешена, особенно в высокоточном сражении.
Особо следует отметить, что размещение двигательной установки в передней части корпуса танка «Меркава», БМП «Мардер», «Брэдли» обеспечивает повышение защищённости экипажа при фронтальном обстреле.
Сравнительные оценки бронестойкости защиты зарубежных танков и бронепробиваемости отечественных боеприпасов не позволяют в полной мере дать оценку эффективности их поражающего действия. Это можно сделать с использованием методики оценки эффективности, с помощью которой получены значения вероятностей поражения танка «Генерал Абрамс» по критерию потери способности вести огонь из орудия или подвижности.