![]() |
![]() |
Бронеавтомобиль "Остин-Кегресс" |
![]() |
Бронеавтомобиль выполнялся на основе шасси 1,5-тонного английского грузовика "Остин" с сохранением общей компоновки. Гусеничный движитель "Остин-Кегресс" на один борт включал четыре сдвоенных опорных катка, сблокированных на двух тележках, два поддерживающих ролика и два ведущих колеса, приводимых открытой цепью Галля от звездочки, надетой на полуось. Зацепление гусеницы - за гребень за счет сил трения. Натяжение гусеницы регулировалось винтовым механизмом. К дискам колес на особом рычаге крепились барабаны малого диаметра, защищавшие гусеницу от повреждения и принимавшие часть нагрузки на слабых грунтах. Для повышения проходимости и лучшего преодоления горизонтальных препятствий балансиры со свободно вращавшимися барабанами на концах (своего рода роликовые лыжи) крепили и на оси передних колес - зимой их могли заменять обычные лыжи. Кроме того для движения на слабых грунтах на передних колесах уширили бандажи, сохранив шины "гусматик". Поворот производился по автомобильной схеме -с помощью переднего управляемого моста и дифференциала заднего моста. Как и на базовом "Остин" русской бронировки, на раме "Остин-Кегресс" клепкой собирался броневой корпус из вертикальных и наклонных бронелистов, с двухскатной крышей, откидными щитками смотровых окон. Заметим, что ГВТУ предъявляло ко всем бронеавтомобилям среднего и тяжелого класса довольно жесткое требование защиты от остроконечных винтовочных пуль на дальности от 50 м и далее. Изнутри корпус подбивался войлоком для защиты экипажа от мелких осколков брони. В диаметральной плоскости ставились две башни с 7,62-мм пулеметами "Максим" и углами наведения по горизонтали до 280°. Имелся задний пост рулевого управления.
"Кегрессам" придавали большое значение - 15 декабря 1919 г. Ленин запрашивал: "Нельзя ли заказать спешно 2 саней (автосаней "кегресс" тяжелых и 2 легких) для Южфронта". Да и самого Ленина между Москвой, Горками и Костино возили автосани - "кегресс", переделанные из "Роллс-Ройс Силвер Гоут" 40-50.
В 20-30-е годы в СССР неоднократно пытались усовершенствовать движитель. "Кегрессовский" ход с улучшенным зацеплением использовали в ЗИС-22М и ЗИС-42, съемные комплекты выпускали для ГАЗ-ММ и ЗИС-5 -модели ГАЗ-65 и ЗИС-33. В начале Второй мировой поляки применяли "Ситроен-Кегресс" Wz.28, французы -"Панар-Kerpecc" Р16, РККА зимой 1939-1940 г. на Карельском перешейке - ЗИС-33 и БА-30, а грузовики ЗИС-42 и -42М провоевали до конца войны. Самыми массовыми "кегрессами" стали американские полугусеничные бронетранспортеры, созданные еще в 1940 г. без участия Кегресса, но по его схеме - на базе серийного грузовика с установкой резинометаллической гусеницы на заднем мосту и защитного барабана перед передним. С 1941 по 1944 г. выпустили 53813 таких БТР моделей от М2 до М17, из них около 2800 поставили по ленд-лизу в СССР. В ряде стран это достойное завершение "кегрессов" остается на службе до сих пор. Таким образом, из всех работ по вездеходным боевым машинам, которые велись в России, движитель Кегресса оказался наиболее перспективным.
Тактико-технические характеристики "Остин-Кегресс"
Боевая масса, т | 5,8 |
Экипаж, человек | 5 |
Высота, м | 2,4 |
Длина, м | 4,9 |
Ширина, м | 1,8 |
Толщина брони, мм: | |
лоб и борт | 8 |
корма | 8 |
крыша и днище | 6 |
Вооружение | два 7,62-мм пулемета "максим" обр. 1910 г. |
Боекомплект | 4000 патронов |
Двигатель: | |
Тип | карбюраторный |
число цилиндров | 4 |
Охлаждение | жидкостное |
мощность, л.с. | 50 |
Механизм поворота | дифференциал |
Подвеска | блокированная, с винтовыми пружинами |
Тип гусеницы | резино-тканевая |
Тип зацепления | фрикционное |
Максимальная скорость, км/ч | 25 |
Запас хода, км | 100 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,3 |
Преодолеваемый подъем, град | 25 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 1,6 |
"КОЛЕСНИЦА" ЛЕБЕДЕНКО И ДРУГИЕ
Итак, Россия не стала "родиной танка", и дело было не в "косности", не в "лености" и не в "саботаже" или "заговоре". Причины можно называть разные - нехватку промышленного потенциала, уровня технологий, финансовых средств, просто стечение обстоятельств.
Позвольте, а как же «колесный танк Лебеденко»? Действительно, в это время близ Орудьево (к северу от Дмитрова) собиралась опытная боевая машина с 9-метровыми колесами. Инициатором и руководителем ее постройки был капитан Н.Н. Лебеденко, возглавлявший т.н. «военно-техническую лабораторию». «Лаборатория инженера Лебеденко» выполняла заказ ГВТУ на
бомбардировочные прицелы. Предлагал Лебеденко и свой метод «определения позиции стреляющего орудия», так что военному ведомству он был знаком. В разработке «боевой колесницы» принимали участие будущие академики, а тогда просто молодые инженеры Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, часть расчетов выполнил профессор Н.Е. Жуковский. Микулину иногда приписывали и идею машины, но вот как он сам вспоминал о начале работы: «Однажды меня пригласил к себе Лебеденко, запер дверь в кабинет и на ухо сказал:
« Мне рекомендовал Вас профессор Николай Егорович Жуковский как способного конструктора. Согласны ли Вы разработать чертежи изобретенной мною машины? При помощи таких машин в одну ночь будет совершен прорыв всего германского фронта, и Россия выиграет войну...».