Предыдущая Оглавление Следующая

RuTLe026.jpgRuTLe027.jpg

Первые русские броневики на фронте

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

Утвержденный в январе 1917 г. план формирования броневых частей русской армии предусматривал создание 13 дивизионов по 30 боевых машин нескольких типов: по схеме капитана Поплавко (на полноприводном шасси "Джеффери", "Рено", "Панар-Левассор"), с движителем прапорщика Кегресса ("Фиат", "Паккард") и, наконец, заказанные во Франции танки. Для сравнения - на середину 1917 г. броневые силы Русской армии включали 13 дивизионов (300 бронеавтомобилей различных марок) и 7 бронепоездов. То есть в начале 1917 г. планировалось практически перевооружить броневые силы Русской армии танками и бронемашинами повышенной проходимости. Заметим, что на тот момент опыт применения английских танков был еще весьма ограничен (не более 50 боевых "танко-дней"), а французские еще не выходили в бой.

На межсоюзнической конференции весной 1917 г. была заявлено потребность России в 390 танках. Первоначально планировали закупить средние СА-1 "Шнейдер", но в сентябре 1917 г. военному агенту в Париже поручили "сообщить результаты испытаний танков легкого типа "Рено" с одним пулеметом" (в это время завод "Рено" только-только закончил постройкой первые серийные легкие танки). В октябре находящаяся в Англии комиссия ГВТУ обратила внимание на "новый тип тяжелых полевых крейсеров английской армии" (скорее всего, имелся в виду прототип тяжелого Мк V, но термин "крейсер" наводит на мысль и о прототипе среднего Мк А). В обоих случаях подчеркивалась проходимость танков, имевшая "огромное для русских условий значение". Однако ни французские, ни английские танки так и не попали в Россию - союзники, сами лишь разворачивавшие выпуск нового средства войны, не слишком спешили делиться им с русской стороной (англичане предпочитали не только "маскировать" свои работы мифическими "русскими заказами", но даже показывали танки русским представителям неохотно), а тут еще и начавшаяся русская революция. Зато в 1918 г. танки союзников "добрались" сюда для противодействий красным армиям, после чего в качестве трофеев все-таки стали первой материальной частью танковых сил, но уже РККА.

Новый план формирования броневых частей русской армии выглядел вполне реально, тактический и технический опыт личного состава бронечастей также обещал удачное применение новых машин, однако реализовать план не удалось даже частично. И помешала этому не революция сама по себе, а общее положение надорвавшейся русской промышленности и глубокий финансовый кризис - то есть те же причины, которые и подготовили революцию. Все это вызвало «приостановку работ, затрудняло необходимые новые закупки шасси и оборудования, а развернувшиеся с февраля 1917 г. события лишь довершили дело.

Что касается построенных в России опытных машин, то наиболее практичными и близкими к типу "танка" оказались полугусеничные бронеавтомобили, собранные на Путиловском заводе - "Ахтырец" полковника Гулькевича и "Остин-Кегресс". Они же и получили боевое применение уже в ходе Гражданской войны. Бронеавтомобиль Гулькевича на шасси полугусеничного трактора имел более живучие металлические гусеницы и потенциально лучшую проходимость, был лучше вооружен и, кончено, мог бы стать "русским типом танка". Но сложилось так, что из всех проведенных в России до 1918 г. работ над вездеходными боевыми машинами, пожалуй, только "полутанк" схемы Кегресса, переделанный из двухосного бронеавтомобиля, имел какое-то влияние на дальнейшее развитие техники.

RuTLe028.jpg

Французский танк СА-1 "Шнейдер", планировавшийся к закупке русской армией

РУССКИЕ ПРОЕКТЫ ПРОТИВОТАНКОВОЙ ОБОРОНЫ

Вопрос противотанковой обороны был поставлен в русской армии сразу после первых сообщений о действиях английских танков: ни у кого тогда не возникало сомнений в способности Германии приступить к скорой постройке собственных танков. Тем более, что действия германских тяжелых бронеавтомобилей на Русском и Румынском фронтах в 1916 г. оказались весьма успешными.

В приказе Командующего войсками Юго-Западного фронта генерала А.А. Брусилова № 0234 от 8 января 1917 г. указывалось: «Есть сведения на то, что германцы уже построили два типа «тэнк»: один низкий, вооруженный пулеметами (на самом деле был построен только через год - С.Ф.), другой большого типа, размером железнодорожного вагона (тогда только велась сборка деревянного макета тяжелого танка A7V - С.Ф.)... с пулеметами и приспособлением для выпуска ядовитых газов... Приказываю предупредить всех без исключения нижних чинов о возможности появления неприятельских «тэнков» и объяснить доступным им языком их устройство, дабы выход этих чудовищ современной техники не мог бы быть для войск неожиданным... Главное средство борьбы - это артиллерийский огонь. На каждом боевом участке надлежит теперь же разработать подробные соображения по организации надлежащей встречи «тэнков»... Необходимо сосредоточенный огонь по «тэнку» направлять с возможно большего фронта... Шрапнельный огонь необходим по сопровождающей «тэнк» пехоте, которая будет стремиться воспользоваться «тэнком» как подвижным фортом... Приобретает особое значение организация связи войсковой разведки и передовых окопов с наблюдательными артиллерийскими пунктами... Пехота выдержанная, стойкая, удерживающая окопы в своих руках и пропустившая «тэнки», неминуемо «приобретает их как славный и заслуженный трофей своего мужества». В следующем приказе № 0239 от 15 января были даны указания по применению фугасов: они должны были устанавливаться на путях вероятного движения танков, впереди или внутри проволочных заграждений, содержать не менее 20 фунтов взрывчатого вещества, подрываться дистанционно или автоматически - с помощью чувствительных замыкателей Бродского.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz