В годы Великой Отечественной войны 676 85-мм зенитных пушек обр. 1939 г. были переданы ВМФ.
Таблица 31 |
||
Год |
План |
Факт |
1939 |
20 |
20 |
1940 |
940* |
940 |
1941 |
3700 |
3371** |
1942 |
2370 |
2761 |
1943 |
4065 |
3715 |
1944 |
1810 |
1903 |
1945 |
715*** |
712 |
итого |
14 220 |
13 422 |
* — все в конце года, на 01.07.1940 г изготовлено три шт. из 940.
** — из них в I полугодии 1670, а во
III квартале — 1701.
*** — пушки выпуска 1945 г. в отчете
именовались КС-12
85-ММ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА ОБР. 1944 Г. (КС-1)
85-мм зенитная пушка обр. 1944 г. (КС-1) была получена наложением нового 85-мм ствола на лафет 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г.
На вооружение КС-1 приняли 2 июля 1945 года.
Валовое производство велось на заводе им. Калинина в Свердловске.
85-мм зенитная пушка КС-1
Дульный тормоз пушки КС-1
Недостатками пушки явились малая устойчивость при стрельбе и большое усилие на маховике подъемного механизма.
Устройство стволов 85-мм зенитных орудий
Устройство ствола 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. с полуавтоматикой инерционного типа
Ствол состоит из свободной трубы, дульного тормоза, кожуха и навинтного казенника.
Кожух закрывает свободную трубу приблизительно на длине 2,5 м. Канал свободной трубы имеет то же устройство, что и канал ствола-моноблока.
Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой инерционного типа.
Устройство ствола 85-мм зенитной пушки обр. 1943 г. КС-12 с полуавтоматикой копирного типа
В i943 r. была успешно испытана модернизированная пушка обр. 1939 г. с копирной полуавтоматикой, автоматическим регулятором скорости наката и упрощенными агрегатами. В феврале 1944 г. эта пушка, получившая заводской индекс КС-12, пошла в серийное производство.
Ствол-моноблок с дульным тормозом и навинтным казенником. Дульный тормоз поглощает около 30% энергии отдачи.
Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой копирного типа.
Небольшое число пушек с полуавтоматикой копирного типа были выпущены со свободными трубами, которые, однако, не были взаимозаменяемы со свободными трубами 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г. с полуавтоматикой инерционного типа.
Устройство ствола 85-мм зенитной пушки обр. 1944 г.
Ствол состоит из трубы-моноблока, навинтного казенника и дульного тормоза.
Казенник и клин затвора 85-мм зенитной пушки обр. 1944 г. имеют такое же устройство, как казенник и клин пушки обр. 1939 г. с полуавтоматикой копирного типа, за исключением увеличенного диаметра лотка казенника и клина для прохода фланца гильзы.
Дульный тормоз поглощает около 46% энергии отдачи. Дульный тормоз представляет собой стальную отливку в виде двух полых цилиндров с перпендикулярно пересекающимися осями.
Лафеты и платформы 85-мм зенитных орудий
Устройство лафета
Тормоз отката гидравлический золотникового типа, накатник гидропневматический, длина отката переменная. Тормоз отката помещен в корыте люльки. Накатник помещен в обоймах люльки над стволом. При откате цилиндры противооткатных устройств неподвижны. [Табл. 32]
При углах возвышения от -3° до +15° и от +65° до +82° длина отката не изменяется.
Уравновешивающий механизм пружинный толкающего типа.
Подъемный механизм имеет один зубчатый сектор.
Поворот орудия осуществляется вращением вертлюга со штырем в тумбе.
Приводы вертикального и горизонтального наведения только ручные. Для паводки пушки по данным ПУАЗО установлены принимающие приборы, связанные синхронной связью с ПУАЗО. Установка взрывателей с помощью установщика взрывателей производится по данным ПУАЗО или по команде командира. 85-мм зенитная пушка обр. 1939 года снабжена принимающими приборами ПУАЗО-3, а 85-мм зенитная пушка обр. 1944 г. — ПУАЗО-4А.