Предыдущая Оглавление Следующая

ВИККЕРС Мk.11 6х6

SKBT318.jpg

Фирма Виккерс на выставке военной техники вооруженных сил Великобритании в сентябре 1993 г. продемонстрировала прототип бронеавтомобиля Мк.11 6x6. Работы по тяжелому бронеавтомобилю велись на фирме Виккерс с 1990 г., но полномасштабная разработка машины началась только в марте 1993 г. Машина создавалась в инициативном порядке в соответствии с требованиями вооруженных сил Австралии к тяжелому бронеавтомобилю огневой поддержки с большим радиусом действия. Бронеавтомобиль должен использоваться и как машина огневой поддержки, и как БТР. Показанная на выставке машина была изготовлена из обычной стали, и на ней не был установлен двигатель.

Компоновка машины — классическая танковая: впереди отделение управления, в середине — боевое отделение, сзади — моторно-силовое. Корпус машины предполагалось сваривать из стальных бронелистов, обеспечивающих защиту от бронебойных 7,62-мм пуль в лобовой части и от обычных пуль калибром 7,62 мм и менее — с бортов и с кормы. На прототипе была установлена трехместная башня от танка Виккерс VDS/FMC Mk.5, вооруженная 105-мм пушкой L7 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Зенитный пулемет калибра 12,7 мм установлен на крыше башни рядом с люком заряжающего. Боезапас пушки — 36 снарядов. Десант может вести огонь из личного оружия через амбразуры по бортам корпуса. Для посадки и высадки экипажа в бортах корпуса имеется по одной большой одностворчатой двери, еще одна дверь расположена в задней части. Экипаж бронеавтомобиля — 12 человек: командир, стрелок-наводчик, заряжающий, водитель и восемь десантников. Расчетная боевая масса — около 22 т.

Одним из требований был большой радиус действия. Топливный бак на 500 л должен обеспечить запас хода по шоссе не менее 1000 км.

На бронированную колесную машину предполагалось установить дизельный двигатель Детройт 6V53T мощностью 350 л.с. и автоматическую коробку передач Аллисон MD3560. Подвеска колес независимая. Применена система централизованного регулирования давления. Управляемая только передняя пара колес.

Кроме башни от танка VDS/FMC предусматривалась возможность установки башен Кокерилл с 90-мм пушкой, Ройал Орднэнс со 120-мм минометом, а также и другие варианты вооружения, включая 20-мм зенитные пушки, 80-мм миномет, пулеметы. Кроме машины огневой поддержки были разработаны командно-штабная, ремонтно-эвакуационная, грузовая машины. Предлагались варианты с колесной формулой 4х4 и 8х8.

ШОРТ "ШОРЛЭНД"

В 60-е годы резко обострились антиправительственные выступления в развитых капиталистических странах. У старой доброй Англии была своя старая, но отнюдь не добрая головная боль — Северная Ирландия. Демонстранты активно использовали в столкновениях с полицией камни, железные прутья, порой дело доходило до бутылок с горючей смесью. В Ольстере к этому набору прибавилось легкое стрелковое оружие и мины. Применение армейских бронетранспортеров для борьбы с демонстрантами дало вполне удовлетворительные результаты, но БТР — машина довольно дорогая и сложная в обслуживании, кроме того, гарантийный ресурс военных машин значительно меньше, чем хотелось бы полиции. Нужен был бронеавтомобиль, устойчивый к поражающему действию основных видов оружия демонстрантов и террористов, в то же время дешевый и не требующей сложного технического обслуживания.

SKBT319.jpg

Бронеавтомобиль SB.401 «Шорлэнд»

Бронеавтомобиль "Шорлэнд" разработан фирмой Шорт по заказу, выданному в 1965 году, королевской полицией Ольстера. Бронеавтомобиль должен был предельно простым, а разработка — минимальной по времени. Фирма выбрала обычный путь создания "дешевых" броневиков — на отработанное гражданское шасси наложили новый корпус из бронелистов. За базу машины был взят широко распространенный во всем мире и отлично себя зарекомендовавший "Лендровер", точнее его военный вариант с удлиненной колесной базой — модель "109".

Компоновка машины практически не изменилась. Поскольку масса бронекорпуса составляла 1,5 т — значительно больше, чем корпус обычного джипа — пришлось усилить ходовую часть. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель Ровер 2625 мощностью 91 л.с. (на часть машин ставили двигатели Ровер мощностью 134 л.с.) установлен на своем обычном месте, в передней части машины. Он прикрыт бронелистами спереди, сверху и с боков, от кузова его также отделяет бронеперегородка.

Корпус бронеавтомобиля "Шорлэнд" образован из бронелистов толщиной 8,25 мм. Экипаж — три человека: командир, водитель и стрелок (вариант SB.401). Два больших лобовых окна и окна в дверях изготовлены из бронестекла. Все окна прикрываются бронезаслонками с узкими наблюдательными щелями. Две двери установлены по бортам передней части корпуса. В задней части имеется дверь для аварийного покидания машины. Днище бронеавтомобиля изготовлено из усиленного стеклопластика и защищает экипаж от разрушающего действия легких мин. Управление машины полностью идентично управлению "Лэндровера". После испытаний машины англичане отметили, что проходимость "Шорлэнда" не хуже, чем у базовой модели. На крыше корпуса бронеавтомобиля SB.401 установлена вращающаяся многогранная башня с пулеметом, по бортам башни смонтированы гранатометы для стрельбы дымовыми гранатами. Вариант SB.301 имеет корпус увеличенного объема без срезанной задней верхней части.

В 1985 году фирма Шорт представила усовершенствованный образец бронеавтомобиля "Шорлэнд" с измененной облицовкой мотора, более мощным 8-цилиндровым двигателем и усиленной подвеской колес. На его базе разработано пять вариантов бронеавтомобилей: машина, вооруженная пулеметом во вращающейся башне — S.510; бронетранспортер S.520 с корпусом увеличенного объема; бронеавтомобиль ПВО S.530, вооруженный ПЗРК "Блоупайп" или "Джэвелин"; бронеавтомобиль охраны аэропортов S.540; бронетранспортер S.550 с установленной на крыше корпуса пулеметной башней (применяются также обозначения S.51, S.52, S.53, S.54, S.55 соответственно).

Первые бронеавтомобили "Шорлэнд" были переданы полиции Ольстера в 1974 году. Через 10 лет, к 1984 году, около 1000 бронеавтомобилей "Шорлэнд" было поставлено полиции и жандармерии более 40 стран мира, в том числе: Аргентины, Бахрейна, Брунея, Бурунди, Гайаны, Великобритании (Северная Ирландия), Кении, Кипра, Лесото, Ливии, Мали, Малайзии, Пакистана, Папуа-Новой Гвинеи, Португалии, Сирии, Таиланда, Турции, ОАЭ.

Бронеавтомобиль "Шорлэнд" не является специализированной военной машиной, он не состоит на вооружении ни в одной армии, но во многих развивающихся странах, где идут непрерывные гражданские войны, границы между полицейскими и военными операциями давно стерлись. Броневики "Шорлэнд" использовались в ряде вооруженных конфликтов в качестве БРМ.

SB.520

SB.550

Колесная формула

4x4

4x4

Боевая масса, кг

3600

3680

Длина, м

4,49

4,25

Ширина, м

1,8

1,8

Высота, м

2,40

2,33

Колесная база, м

2,79

2,79

Ширина колеи, м

1,50

1,50

Дорожный просвет м

0,32

0,32

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

120

120

Запас хода по шоссе, м

370

370

Ёмкость топливного бака, л

136

136

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м

0,23

0,23

глубина брода, м

0,5

0,5

подъем

60%

60%

Экипаж, чел.

3

8

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz