Фирма Виккерс на выставке военной техники вооруженных сил Великобритании в сентябре 1993 г. продемонстрировала прототип бронеавтомобиля Мк.11 6x6. Работы по тяжелому бронеавтомобилю велись на фирме Виккерс с 1990 г., но полномасштабная разработка машины началась только в марте 1993 г. Машина создавалась в инициативном порядке в соответствии с требованиями вооруженных сил Австралии к тяжелому бронеавтомобилю огневой поддержки с большим радиусом действия. Бронеавтомобиль должен использоваться и как машина огневой поддержки, и как БТР. Показанная на выставке машина была изготовлена из обычной стали, и на ней не был установлен двигатель.
Компоновка машины — классическая танковая: впереди отделение управления, в середине — боевое отделение, сзади — моторно-силовое. Корпус машины предполагалось сваривать из стальных бронелистов, обеспечивающих защиту от бронебойных 7,62-мм пуль в лобовой части и от обычных пуль калибром 7,62 мм и менее — с бортов и с кормы. На прототипе была установлена трехместная башня от танка Виккерс VDS/FMC Mk.5, вооруженная 105-мм пушкой L7 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Зенитный пулемет калибра 12,7 мм установлен на крыше башни рядом с люком заряжающего. Боезапас пушки — 36 снарядов. Десант может вести огонь из личного оружия через амбразуры по бортам корпуса. Для посадки и высадки экипажа в бортах корпуса имеется по одной большой одностворчатой двери, еще одна дверь расположена в задней части. Экипаж бронеавтомобиля — 12 человек: командир, стрелок-наводчик, заряжающий, водитель и восемь десантников. Расчетная боевая масса — около 22 т.
Одним из требований был большой радиус действия. Топливный бак на 500 л должен обеспечить запас хода по шоссе не менее 1000 км.
На бронированную колесную машину предполагалось установить дизельный двигатель Детройт 6V53T мощностью 350 л.с. и автоматическую коробку передач Аллисон MD3560. Подвеска колес независимая. Применена система централизованного регулирования давления. Управляемая только передняя пара колес.
Кроме башни от танка VDS/FMC предусматривалась возможность установки башен Кокерилл с 90-мм пушкой, Ройал Орднэнс со 120-мм минометом, а также и другие варианты вооружения, включая 20-мм зенитные пушки, 80-мм миномет, пулеметы. Кроме машины огневой поддержки были разработаны командно-штабная, ремонтно-эвакуационная, грузовая машины. Предлагались варианты с колесной формулой 4х4 и 8х8.
В 60-е годы резко обострились антиправительственные выступления в развитых капиталистических странах. У старой доброй Англии была своя старая, но отнюдь не добрая головная боль — Северная Ирландия. Демонстранты активно использовали в столкновениях с полицией камни, железные прутья, порой дело доходило до бутылок с горючей смесью. В Ольстере к этому набору прибавилось легкое стрелковое оружие и мины. Применение армейских бронетранспортеров для борьбы с демонстрантами дало вполне удовлетворительные результаты, но БТР — машина довольно дорогая и сложная в обслуживании, кроме того, гарантийный ресурс военных машин значительно меньше, чем хотелось бы полиции. Нужен был бронеавтомобиль, устойчивый к поражающему действию основных видов оружия демонстрантов и террористов, в то же время дешевый и не требующей сложного технического обслуживания.
Бронеавтомобиль SB.401 «Шорлэнд»
Бронеавтомобиль "Шорлэнд" разработан фирмой Шорт по заказу, выданному в 1965 году, королевской полицией Ольстера. Бронеавтомобиль должен был предельно простым, а разработка — минимальной по времени. Фирма выбрала обычный путь создания "дешевых" броневиков — на отработанное гражданское шасси наложили новый корпус из бронелистов. За базу машины был взят широко распространенный во всем мире и отлично себя зарекомендовавший "Лендровер", точнее его военный вариант с удлиненной колесной базой — модель "109".
Компоновка машины практически не изменилась. Поскольку масса бронекорпуса составляла 1,5 т — значительно больше, чем корпус обычного джипа — пришлось усилить ходовую часть. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель Ровер 2625 мощностью 91 л.с. (на часть машин ставили двигатели Ровер мощностью 134 л.с.) установлен на своем обычном месте, в передней части машины. Он прикрыт бронелистами спереди, сверху и с боков, от кузова его также отделяет бронеперегородка.
Корпус бронеавтомобиля "Шорлэнд" образован из бронелистов толщиной 8,25 мм. Экипаж — три человека: командир, водитель и стрелок (вариант SB.401). Два больших лобовых окна и окна в дверях изготовлены из бронестекла. Все окна прикрываются бронезаслонками с узкими наблюдательными щелями. Две двери установлены по бортам передней части корпуса. В задней части имеется дверь для аварийного покидания машины. Днище бронеавтомобиля изготовлено из усиленного стеклопластика и защищает экипаж от разрушающего действия легких мин. Управление машины полностью идентично управлению "Лэндровера". После испытаний машины англичане отметили, что проходимость "Шорлэнда" не хуже, чем у базовой модели. На крыше корпуса бронеавтомобиля SB.401 установлена вращающаяся многогранная башня с пулеметом, по бортам башни смонтированы гранатометы для стрельбы дымовыми гранатами. Вариант SB.301 имеет корпус увеличенного объема без срезанной задней верхней части.
В 1985 году фирма Шорт представила усовершенствованный образец бронеавтомобиля "Шорлэнд" с измененной облицовкой мотора, более мощным 8-цилиндровым двигателем и усиленной подвеской колес. На его базе разработано пять вариантов бронеавтомобилей: машина, вооруженная пулеметом во вращающейся башне — S.510; бронетранспортер S.520 с корпусом увеличенного объема; бронеавтомобиль ПВО S.530, вооруженный ПЗРК "Блоупайп" или "Джэвелин"; бронеавтомобиль охраны аэропортов S.540; бронетранспортер S.550 с установленной на крыше корпуса пулеметной башней (применяются также обозначения S.51, S.52, S.53, S.54, S.55 соответственно).
Первые бронеавтомобили "Шорлэнд" были переданы полиции Ольстера в 1974 году. Через 10 лет, к 1984 году, около 1000 бронеавтомобилей "Шорлэнд" было поставлено полиции и жандармерии более 40 стран мира, в том числе: Аргентины, Бахрейна, Брунея, Бурунди, Гайаны, Великобритании (Северная Ирландия), Кении, Кипра, Лесото, Ливии, Мали, Малайзии, Пакистана, Папуа-Новой Гвинеи, Португалии, Сирии, Таиланда, Турции, ОАЭ.
Бронеавтомобиль "Шорлэнд" не является специализированной военной машиной, он не состоит на вооружении ни в одной армии, но во многих развивающихся странах, где идут непрерывные гражданские войны, границы между полицейскими и военными операциями давно стерлись. Броневики "Шорлэнд" использовались в ряде вооруженных конфликтов в качестве БРМ.
SB.520 |
SB.550 |
|
Колесная формула |
4x4 |
4x4 |
Боевая масса, кг |
3600 |
3680 |
Длина, м |
4,49 |
4,25 |
Ширина, м |
1,8 |
1,8 |
Высота, м |
2,40 |
2,33 |
Колесная база, м |
2,79 |
2,79 |
Ширина колеи, м |
1,50 |
1,50 |
Дорожный просвет м |
0,32 |
0,32 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
120 |
120 |
Запас хода по шоссе, м |
370 |
370 |
Ёмкость топливного бака, л |
136 |
136 |
Преодолеваемые препятствия: |
||
высота стенки, м |
0,23 |
0,23 |
глубина брода, м |
0,5 |
0,5 |
подъем |
60% |
60% |
Экипаж, чел. |
3 |
8 |