Бронетранспортер WZ-523
На военном параде в Пекине в октябре 1984 года впервые были показаны бронетранспортеры китайской конструкции. Китайское обозначение бронеавтомобиля до сих пор не известно. Общепринятое на Западе обозначение первого китайского колесного БТР — WZ-523, министерство обороны США присвоило машине индекс М-1984.
Внешне бронетранспортер весьма напоминает бельгийскую колесную бронированную машину SIBMAS. Корпус машины сварной, из стальных бронелистов. Место водителя находится в передней части, по центру.
Колесная формула | 6x6 |
Боевая масса, кг | 11.200 |
Длина, м | 6,02 |
Ширина, м | 2,55 |
Высота с пулеметом, м | 2,73 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч | 7 |
Запас хода по шоссе, км | 600 |
Емкость топливных баков, л | 255 |
Преодолеваемые препятствия: | |
высота стенки, м | 0,55 |
подъем | 65% |
Экипаж (десант), чел | 3 (8—9) |
Сектор обзора в 180° обеспечивается тремя окнами с бронестеклами; окна прикрываются бронезаслонками. За местом водителя расположены сиденья командира и стрелка, обслуживающего установленный на турели пулемет калибра 12,7 мм (китайская копия ДШК). Боезапас к пулемету 600 патронов. Моторно-трансмиссионное отделение, предположительно, расположено в средней части корпуса. На БТР, скорее всего, установлен один из бензиновых двигателей, применяемых на китайских грузовых автомобилях повышенной проходимости, или HY-A12, или LT-665, или EQ-6105, мощность последнего 165 л. с. Коробка передач автоматическая, с четырьмя скоростями для движения вперед и одной — назад. В задней части корпуса находится отделение для десанта, в котором могут разместиться восемь солдат.
Доступ в десантное отделение осуществляется через дверь в кормовом бронелисте и большой двустворчатый люк в крыше корпуса. В передней части корпуса в бортах имеется по одной открывающейся вперед двери. Передние колеса — управляемые. Размер шин 14,00 х 20. БТР является амфибией, в задней части машины установлены два водометных движителя, в передней — поднимаемый брызгоотбойный щит.
Впервые новый китайский БТР был продемонстрирован на международной выставке военной техники Асиандекс'86. Западные эксперты однозначно оценили WZ-551 как вариант французского бронеавтомобиля VAB. Насколько эти оценки соответствуют действительности, сказать сложно, внешне машины действительно очень похожи. Кроме того, известно, что в начале 80-х годов фирмы Рено и Еуромиссаль демонстрировали в Китае бронеавтомобиль VAB 6x6, вооруженный ПТУР «ХОТ». Однако, как утверждали представители европейских фирм, ни сама машина, ни техническая документация на нее Китаю проданы не были.
Имеются сведения, что в середине 80-х годов было построено 16 опытных бронеавтомобилей WZ-551 в различных конфигурациях.
Двухместное отделение управления находится в передней части машины и отделено перегородкой от моторно-трансмиссионного отделения. В крыше над сиденьями командира и водителя находятся люки, перед ними установлено по три неподвижных перископических наблюдательных прибора. В лобовом бронелисте имеется два окна с пуленепробиваемыми стеклами, прикрываемыми бронезаслонками. Моторно-трансмиссионное отделение находится за отделением управления, двигатель смещен влево от оси машины. С правой стороны имеется узкий лаз, соединяющий кабину и боевое отделение. Воздухозаборники расположены на крыше машины, выхлопная труба — с левого борта. Двигатель — дизель воздушного охлаждения германской фирмы Дойтц BF8L413F V8 мощностью 256 л.с.; коробка передач ручная 5S111GPA, имеет девять скоростей для движения вперед и одна — назад. Заднюю часть корпуса занимает боевое отделение, в котором может разместится девять солдат. Доступ десанта в бронеавтомобиль осуществляется через большую дверь в кормовом бронелисте и через люки в крыше корпуса. В бортах имеется по четыре амбразуры для стрельбы из личного оружия, причем из двух передних (по одной с каждого борта) возможно ведение огня из ручного пулемета. На крыше боевого отделения установлено восемь перископических наблюдательных приборов.
Бронетранспортер WZ-551 является амфибией, в задней части машины установлены два поворотных гребных винта в кольцевых каналах. Машина оснащена системой защиты от химического и бактериологического оружия, автоматической системой пожаротушения.
WZ-551, вооруженный 25-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом
Все шесть колес — ведущие, передние четыре колеса — управляемые, в контур управления включены гидроусилители.
Известны следующие модификации БТР WZ-551:
— БТР, вооруженный 25-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом. Стрелковая установка БТР аналогична стрелковой установке гусеничной БМП YW-307, углы вертикального наведения — от -12° до +52°, боезапас состоит из 400 снарядов к пушке и 1000 патронов к пулемету;
— БТР, вооруженный 12,7-мм пулеметом;
— БТР с башней от гусеничной БМП WZ-501 (китайская копия БМП-1). Вооружение — пушка калибра 73 мм и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм, над стволом пушки возможна установка ПУ ПТУР «Рэд Эрроу» 73 (китайский вариант ПТУР ЗМ14 «Малютка»);
— санитарно-эвакуационная машина.
Бронетранспортеры WZ-551 состоят на вооружении в Китае и в Боснии-Герцеговине.
На базе БТР WZ-551 с колесной формулой 6x6 спроектированы и построены двухосный и трехосный варианты. Машина с колесной формулой 4x4 вооружена четырьмя ПУ ПТУР «Рэд Эрроу» 8, смонтированными на крыше корпуса, аналогично счетверенной установке ПТУР советской БРДМ. На восьмиколесном шасси была установлена 122-мм гаубица; углы вертикальной наводки орудия от -3° до +70°, дальность стрельбы — 21 км, боезапас 40 выстрелов.
WZ 551, вооруженный стрелковой установкой от YW-307
Колесная формула | 6x6 |
Боевая масса, кг | 15.300 |
Масса пустого, кг | 13.100 |
Длина, м | 6,65 |
Ширина, м | 2,80 |
Высота по крыше корпуса, м | 1,95 |
Высота с учетом турели, м | 2,89 |
Колесная база, м | 1,90/1,90 |
Дорожный просвет, м | 0,41 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 85 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч | 7 |
Запас хода по шоссе, км | 600 |
Емкость топливных баков, л | 300 |
Преодолеваемые препятствия: | |
высота стенки, м | 0,5 |
ширина траншеи, м | 1,2 |
подъем | 60% |
Экипаж (десант), чел | 3 (9) |