Опыт наступательных боев 1944—1945 гг. показал, что бронетанковые подразделения нуждаются в поддержке мотопехоты. Наилучшим решением было посадить пехотинцев на машины повышенной проходимости, имеющие легкое бронирование, защищающее бойцов от огня стрелкового оружия и осколков, т. е. на бронетранспортеры.
Разработка первого отечественного колесного БТР, получившего рабочий индекс «объект 141», началась в КБ Горьковского автомобильного завода в 1947 году на базе грузового автомобиля ГАЗ-63 (колесная формула 4 х 4).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
БТР-40 M 1:76 |
БТР создавался под руководством ведущего конструктора В.К. Рубцова. Двухосный, со всеми ведущими колесами он предназначался для перевозки восьми пехотинцев и имел открытый сверху корпус, сваренный из броневых листов толщиной 6-8 мм. В задней стенке корпуса имелись створчатые двери для десанта, а по бокам машины — откидные двери для экипажа.
В передней части БТР размещался карбюраторный шестицилиндровый четырехтактный двигатель ГАЗ-40 мощностью 78 л. с. — форсированный вариант автомобильного двигателя, примененного на ГАЗ-63.
На бронетранспортере были использованы шины 9,75х18, обеспечивающие неплохую проходимость по бездорожью. В передней части бронетранспортера разместили лебедку с отбором мощности от коробки передач, развивающую тягу до 4500 кгс.
«Объект 141» успешно прошел испытания и в 1950 году был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-40.
Вооружение серийного бронетранспортера включало 7,62-мм пулемет СГМТ с прицелом «М» и боекомплектом 1250 патронов. Кроме того, в бортах имелось четыре амбразуры для ведения огня из индивидуального оружия десанта — автоматов АК и карабинов СКС. Связь обеспечивалась посредством радиостанции 10-РТ-12.
«Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в ноябре 1956 г. В дальнейшем они широко использовались в многочисленных локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Африке. Участвовали БТР-40 и в операции по вводу войск в Чехословакию в 1968 году.
БТР-40 неоднократно модернизировался. В 1956 году был создан опытный бронетранспортер БТР-40В, отличавшийся от исходной машины наличием системы централизованной подкачки шин. Воздух к каждому колесу подавался снаружи, через ступицу. Кроме того, БТР-40В получил две дополнительные фары.
Через два года, в 1958 году, был разработан более совершенный вариант бронетранспортера — БТР-40Б, имевший бронированную крышу, обеспечивающую лучшую защиту личного состава от осколков, а также поражающих факторов ядерного оружия. В крыше машины разместили два двухстворчатых люка. Пулемет СГМТ, в зависимости от сценария боевого применения, устанавливался на лобовом или кормовом кронштейнах. В отличие от опытного БТР-40В, БТР-40Б строился в небольшой серии.
На базе БТР-40 создавались различные специализированные боевые машины. Фактически одновременно с отработкой базового бронетранспортера велись работы по созданию на его базе зенитной самоходной установки БТР-40А со спаренными 14,5-мм пулеметами КПВ, предназначенной для прикрытия мотопехотных подразделений от маловысотных самолетов, а также ведения огня по наземным целям. Пулеметная установка имела боекомплект 1200 патронов, снабжалась прицелом ОП-1-14, наводилась вручную и имела круговой обстрел. Угол возвышения составлял +90°. Экипаж машины включал четыре-пять человек.
БТР-40ЖД
БТР-40А (ЗТПУ-2) был принят на вооружение в 1951 году и серийно строился на Горьковском автомобильном заводе.
Наиболее оригинальным вариантом БТР-40 являлся «железнодорожный» БТР-40ЖД. Он был построен и испытан в 1969 году. Бронетранспортер оснащался стальными катками с внутренними ребордами, укрепленными на откидных рычагах спереди и сзади корпуса. Движение по железнодорожной колее обеспечивалось основными колесами, откидные рычаги имели пружинную амортизацию. Для замены хода требовалось всего три-пять минут.
Характеристики бронетранспортеров типа БТР-40
БТР-40 |
БТР-40Б |
БТР-40А |
БТР-40В |
БТР-40Б(ЖД) |
|
Колесная формула |
4x4 |
4x4 |
4x4 |
4x4 |
4x4 |
Боевая масса, кг |
5300 |
5800 |
5600 |
5300 |
5300 |
Длина, мм |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
Ширина, мм |
1900 |
1900 |
1900 |
1900 |
1900 |
Высота, мм |
1830 |
2230 |
2330 |
1930 |
2060 |
Клиренс, мм |
276 |
276 |
276 |
276 |
276 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|||||
по шоссе |
79 |
78 |
75 |
78 |
78 |
по железной дороге |
— |
50 |
— |
— |
— |
Запас хода по шоссе, км |
285 |
— |
285 |
285 |
285 |
Преодолеваемые препятствия: |
|||||
угол подъема, град. |
30 |
||||
крен, град. |
20-25 |
20-25 |
20-25 |
20-25 |
20-25 |
ширина рва, м |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
глубина брода, м |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
В вариант БТР-40ЖД было переоборудовано небольшое число серийных бронетранспортеров БТР-40, а также самоходных зенитных установок БТР-40А. БТР-40 и БТР-40А(ЖД) и в конце 1990-х гг. продолжали нести службу на Дальнем Востоке России.
Бронеавтомобили БТР-40 состоят на вооружении Мали, Сирии, Йемена, Бурунди, Ирана, Израиля, Кубы, Камбоджи, Индонезии, Уганды, Танзании, КНДР, Лаоса, Монголии, Вьетнама, Афганистана, Эфиопии.